Комментарий Ольги Арефьевой к обзору Андрея Порываева.

Почитала. С большим удовольствием. Даже закладочку положила. Впечатления - по ходу. Во-первых, есть общее с моей статьёй - в расположении мыслей и цитат. Это и хорошо и плохо. Умкины речи - - выше всяких похвал. Это действительно интересные мысли, особенно про внутреннее устройство головы. А вот стихи в отрыве от музыки теряются, как рыбы в отрыве воды. Я уже с этим столкнулась, когда писала свою статью - проиллюстрировать свои восторги как-то не удавалось адекватно. Это, кстати, один из отличительных признаков рок-н-ролла - его надо слышать. Насчёт сходства с Наумовым я очень смеялась. Во-первых, непохоже совсем, во-вторых, Умка его творчество терпеть не может. Соглашусь с твоим мнением о близости Умки к Би Би Кингу. И немного объясню подоплёку, как вижу её я. Белый блюз характерен большей надрывностью и истеричностью. Джанис - яркий представитель. Сравню пение с течением воды. Чёрный блюз - глубина с быстрым течением. Белая истеричность - течение на мелководье. Русская "Во поле берёза" - глубина с медленным течением. Джоплин - блюзовая глубина с истерической рябью поверху, это сочетание и даёт истинный кайф. Не было бы глубины под хрипом - не было бы мощности Джанис, затерялась бы она среди тысяч других. Чёрный же блюз всегда спокоен, все беды и трагедии "хорошего человека" внутри. Чёрный блюз - это пережитое и побежденное горе. Величие человека, обращенного в рабство, но вставшего над ним. Чернокожим рабам запрещали петь грустные песни, они пели весёлые. А выражали в них всё. В том числе - и преклонение перед Творением и непостижимостью Бога, давшего им страдание - как бы неизвестно за что. В блюзе нет обвинения, роптания, а есть красота просветлённого духа, надтреснутого шрамами побеждённого горя. Не зря великие блюзмены - стариканы, морщинистые чернокожие маги, которые поют до смерти, и все лучше и лучше. Пережитого всё больше. Перемещение Умки по шкале от Джоплин к Би Би Кингу - признак взросления таланта. Пар выпущен, дикие крики и хрипы провоплены, что остаётся? Мелкое дарование обмелеет и погибнет, глубокое - выйдет на новый уровень. Прошли годы и Умка научилась давать спокойный драйв. Это более сильная штука. Знаешь киношный закон - "Мадмуазель - не путайте суетливость и темперамент". Зря ты ругаешь Умкин профессионализм. Во-первых, поёт она, интонируя достаточно чисто, это я тебе, голуба, говорю, как краевед. И играть они стали в пять раз лучше. В этом я убедилась на фестивале "Единение", где присутствовала в качестве зрителя и наконец смогла что-то расслышать. Я примерно представляю, откуда у тебя взялось то мнение - во-первых из прошлого периода У., обильно украшенного дикими воплями, во-вторых - примерно оттуда, откуда в совковые времена бралось мнение о непрофессионализме хриплого голоса и расстроенной гитары Высоцкого. Дело во взгляде - те, кто не просёк фишку, сами виноваты. История их мягко поправит, сбрасывая со своего корабля.

Оля.
olga@ark.ru