Алексей А.Левинский

Рок-барометр: афиша ближайших концертов

(...) Умка и ее группа "БРОНЕВИЧОК" - явление уникальное. Начнем с того, что эти люди, не известные массам и не пропагандируемые СМИ, тем не менее запросто собирают зал на 1000 мест (единственный пример "самостоятельной", независимой "раскрутки" на отечественных подмостках, хотя Умка предпочитает играть в камерной обстановке). Объясняется этот удивительный факт весьма просто: информация передается из уст в уста потрясенными слушателями, заинтригованный народ приходит на очередной концерт (а их Умка дает великое множество, играя по три часа и полностью выкладываясь), тоже проникается и приводит на следующий концерт уже своих друзей, и так далее. Ее песни - это сама свобода и анархия, и тесный маленький зал какого-нибудь клуба вместе со зрителями отрывается от земли и летит, летит далеко-далеко. На ее концертах - всегда переаншлаг. Так, правда, было не всегда. В годы перестройки она играла одна, под гитару, для очень узкого круга людей - на квартирах, в лесах, в подвалах. Потом долгое время не выступала вовсе - занималась литературоведением, а конкретно - обэриутами. Кстати, лучшее на сегодня издание Д.Хармса - дело именно ее рук ("Меня называют капуцином". Москва, 1991. Составление и подготовка текста Анны Герасимовой.) В 1995 году собрала группу, и начались все эти бесконечные концерты - автостопные разъезды по всей России, нестрояк, голос, постоянно переходящий на крик, сорванные крыши зрителей. Сейчас Умка стала петь тише и спокойнее, а группа явно перешла от колхозного рок-н-ролла в сторону уютнейшей психоделии. Несмотря на "приземленность" текстов и полное отсутствие натуги и патетики ("Играем нормальную поп-музыку, именно такая музыка должна быть популярна") ее песни - это самое глубокое, личное, искреннее и живое, что сейчас у нас есть. Никакой конъюнктуры (билеты по тридцатнику, попросишь - и так пустят), просто дождь, дорога, солнце, человек, птица, ночь, день, смерть и жизнь. "Достигнутого торжества игра и мука - натянутая тетива тугого лука" (Б.Пастернак).

("Экран и сцена". © 27-28 (597-598), сентябрь 2001)