14-12-2001

Умка: Мне просто нравится делать что-то клевое для всех

Вчера к нам в офис приходила Умка (Аня Герасимова - лидер группы "Броневичок"). По идее, мы должны были взять у нее интервью, с умным видом выспрашивать о творческих планах и источниках вдохновения. Но вместо этого получился просто интересный треп под чай и пирожные, любезно предоставленные нашим шефом.
Перед интервью Умка поставила одно условие, что все ответы она будет печатать сама, чтобы не было досадных ошибок и случайных "ляпов" при расшифровке записи. (Надо сказать, что скорости её печати позавидует любая секретарша.)
Таким образом, мы решили "закрыться" в нашем чате и на выходе получили самое "молчаливое" интервью из всех, которые я видел в своей жизни. Не обошлось и без случайных свидетелей. Небезызвестный Грэсси и некий КрысЬ соврать нам не дадут.
Запись оного чата мы и представляем вашему вниманию.
[Умка] - это Умка и есть, а [RM], [RM1] и [RM2] - это разнообразные сотрудники нашей редакции.
Эта версия - несколько сокращенная (мы удалили: вопросы, на которые не прозвучали ответы и личный разговор между Грэсси и Умкой), а также скомпоновали для удобства прочтения все вопросы и ответы.
После "интервью" мы предварительно договорились с Умкой, провести открытый чат для всех желающих. Скорее всего, он состоится на следующей неделе (возможно, несколько позже). Так что готовьте вопросы и следите за нашими анонсами.

[Умка] А, так вы все тут на меня?
[RM1] Да нет, по очереди
[Умка] Ну, прекрасно. Вы приступайте к делу.

[RM] Если бы Вам пришлось самостоятельно представить Умку и Броневичок, как бы Вы это сделали?
[Умка] Я практически каждый раз так и делаю. В смысле на сцене. Так и говорю: выступает группа "Броневичок", ну и я тоже.
[RM1] Тут недавно связывалась с С. М. Печкиным, он на вопросы о Ваших израильских гастролях только громко матерился. Краткое резюме: все раздолбаи, одни мы с Умкой хорошие. Неужели все было так запущено?
[Умка] Да Печкин всегда ругается, он парень сердитый. По крайней мере в сети. На самом деле все было абсолютно радужно. А на электрическом концерте Печкин, к сожалению, присутствовать не смог. Был один электрический концерт и четыре квартирника, один другого краше. С такой группой даже квартирники играть приятно, тем более что тамошний народ голодает без нас (эмоционально, я имею в виду) и очень живо все воспринимает.
[RM] Гарик Сукачев, в одном интервью сказал, что не видит себя без группы, поэтому ни когда не будет выступать без группы сольно. Вы выступаете также и сольно. Что интереснее?
[Умка] Во-первых, одна я не играю уже очень давно и не хотела бы к этому возвращаться. На гитаре я играю, мягко говоря, плохо, и собственный аккомпанемент меня раздражает. "На бульварчике" или "на диванчике" он еще уместен, а на сцене никуда не годится. Так что даже если мы играем вдвоем с Борей или втроем с Борей и Денисом, или с Борей и Мишей, или вдвоем с Ойстрахом, это все равно "Броневичок", только маленький. В общем, одной играть совершенно не интересно.
[RM] А Умка и Аня Герасимова - для Вас это разные персонажи?
[Умка] Во-первых, они обе не "персонажи", а реальные лица. Во-вторый, нет, это одно и то же. Ведь "Умка" - не "сценический псевдоним", а просто моя старинная кличка, придуманная не мною. Близкие друзья меня, как правило, зовут по имени. А выступать со сцены под именем и фамилией - это как-то ...не знаю, не нравится мне. Такое обычное сочетание: Аня Герасимова. Ань Герасимовых сколько угодно, а Умка одна. Правда, говорят, еще какая-то дикторша на радио есть, но мы с ней незнакомы.
[RM1] Не одна Умка.... У моей подруги крысу Умкой зовут... В Вашу честь...
[Умка] А про крысу, это да. Я тоже знаю парочку белых крыс, штуки три собаки... Тут мне в "леттерс" (конференция на нашем сайте) письмо прислали с зарисовкой с натуры. Идет паренек с собакой, большая какая-то собака, то ли сенбернар, то ли водолаз. И кричит ей: "Умка, Умка!" Автор письма его осторожно спрашивает: "Чего это у тебя собаку так зовут?" А мальчик отвечает: "Ты че, Умку не знаешь? Она песни поет: "Голос мой дом", "Без ноги"...
[RM2] Отвечая на анкетные вопросы, вы написали, что стиль "Умки и Броневичка" - рок-н-ролл в широком смысле. Что вы под этим понимаете?
[Умка] Рок-н-ролл в широком смысле - это не мой термин, а принятый в музыкальной литературе. А как вы это еще назовете? Рок-н-ролл в узком смысле - Элвис Пресли, ну там, Литтл Ричард... Слово "рок" чаще всего (особенно у нас) связывается с более тяжелой музыкой.
Это как одна девица пыталась что-то там про меня написать и спрашивает: в каком стиле вы работаете? Я говорю: мы играем рок. Она: "Ну да... разве это рок?" - "А что, по-твоему, рок?" - спрашиваю. "Ну, "Алиса"... - Я ее спрашиваю: "Ты западную музыку вообще слушаешь?" - "Нет", - говорит... В результате она написала: "То, что играют Умка и "Броневичок", роком назвать ПОКА НЕЛЬЗЯ". И дрожащим голосом зачла мне это по телефону. Я на нее так зарычала, что она больше не звонила. Вот и хорошо.
[RM2] Когда женщина начинает петь рок на нее тут же навешивают клише "русская Дженис Джоплин", на вас, разумеется, тоже.
[Умка] Про клише "Дженис Джоплин". Совершенно верно, как только баба начинает петь рок, она у нас сразу Джоплин. На самом деле я на нее совершенно не похожа, ни в чем. Я уж скорей тяну на такого маленького местного Боба Дилана: ни кожи, ни рожи, в смысле ни голоса, ни особых музхитростей, а вот ведь слушают же. Потому что тексты, видимо. Ну, и так называемая "харизма". А Джоплином обзываются исключительно по необразованности своей музыкальной.
[RM] Как Вы вообще относитесь к такому сравнению (с Дженис Джоплип)? и ко всякому роду ярлыкам?
[Умка] Таким образом, к ярлыкам отношусь без любви. Что вполне понятно. Вот вы разве любите ярлыки?
[RM2] Всякие злые журналисты пишут, что ваши наезды на шоу-бизнес объясняются отсутствием интереса к вам со стороны шоу-бизнеса. Что бы вы им ответили?
[Умка] Я ничего про него не знаю и понятия не имею, кто там чего хоронит. У меня нет никаких знакомых в этой сфере. Мне кажется (чисто как результат стороннего наблюдения), что если человек готов похоронить свой талант, то он его похоронит вне зависимости от того, участвует он в шоу-бизнесе или нет. Как говорит наш гитарист Боря, "Значит, такие были брильянты". К журналистам отношусь точно так же, как ко всем прочим людям. Стараюсь понимать и быть понятой, как это ни банально звучит. Вначале пыталась избегать, потом поняла, что это себе дороже: стали писать всякую дрянь. Впрочем, нормальный человек все равно напишет нормально, а ненормальный - все равно хуйню какую-нибудь.
[RM] И вообще после песни Шоу Бизнес вопросы про шоу-бизнес участились?
[Умка] После песни Шоу-бизнес вопросы про шоу-бизнес участились, да. Но ответить мне на них все равно нечего...
[RM] В этой песне у вас есть строчка "подставить журналиста". Часто подставляете?
[Умка] Не подставить журналиста, а "подставить журналистам". "Что подставить журналистам, чтобы выглядеть чистым". Типа непереводимая игра слов: что подставить, чтобы они сфотографировали и это выглядело чистеньким и красивеньким, а с другой стороны - в смысле "подставить жопу". Нет, не подставляю: ни журналистов, ни журналистам.
Могу в рыло выписать, но лично вы пока не заслужили...
[RM1] Когда человек выходит с гитарой на Арбат и вдруг выясняет, что ему катастрофически не хватает на водку, он начинает петь либо Летова (Егора), либо Вас... Вас это не раздражает?
[Умка] Неужели вы хоть раз слышали, как меня поют на Арбате? Это даже приятно. Лично я не слышала ни разу, даже удивительно: казалось бы, такие песни простые. Если и поют - думаю, главным образом из-за простоты. Три-четыре аккорда, никаких сложных мелодий, никаких длиннющих словесных наворотов. Они так делались изначально, эти песенки - чтобы "народу" на бульварчике или диванчике было что петь, не особо напрягаясь.
[RM] Надо сказать Ваша цель достигнута. Если раньше во дворах играли за Летова и Башлачева, то сейчас за Умку и Арефьеву
[RM1] Не только слышала, но и лет много (пардон) назад видила такую картину: на одной точке стоит Умка и поет свои песни, на другой - компания народу, поющая те же песни. И компании кидают денег ощутимо больше
[Умка] "На одной точке стоит Умка..." - совершенно фантастическая картина. Повторяю, я НИКОГДА не видела, чтобы на Арбате пели Умку. И потом, кто их мерил, эти бабки, кидаемые в чехол или в шляпу? Вы их лично считали или как? (тут смайлик)
[RM2] Для того, чтобы отработать клубную программу, достаточно отыграть час - полтора. Ваши концерты продолжаются часа три минимум. Зачем так много?
[Умка] Во-первых, мы не "отрабатываем". Это нечто другое. Во-вторых, наша любимая группа "Грейтфул Дэд" могла и по пять часов играть. Они играли дольше всех тогдашних калифорнийских групп. Но мы так долго играем не чтобы за ними угнаться, а чтобы самим поймать кайф. Лично я за сорок пять минут только-только успеваю разойтись. Поэтому мы не любим играть в сборных солянках: только раскачались, а уже пора заканчивать. Мы же не чернорабочие, а свободные художники. Мы играем столько, сколько нам по кайфу. Идеальный вариант программы: час наш, потом полчаса какие-нибудь молодые друзья в качестве анонса, и потом еще минут сорок наших, чтоб уж совсем добить все гвозди.
[RM2] Тем более отдавать кому-то разогретую публику в перерыве. Не обидно?
[Умка] "Отдавать разогретую публику"... как будто речь идет о мужике в групповом сексе, смешно... Нет, не обидно. Более того: терпеть не могу играть на "разогретую" кем-то другим публику. Предпочитаю делать это самостоятельно. "Разогрев" - во всех смыслах - это же самое интересное. И программу всегда стараюсь составить так, чтобы сначала потихонечку, а уж под конец самый отрыв.
[RM] И группы, которые могут быть "разогревающими" на Вашем концерте выступают где-то в середине. У Вас нет ощущения, что Ваша программа от этого страдает? Теряет некую целостность?
[Умка] Мне не кажется, что программа от этого страдает. Гораздо больше она страдает, когда посредине врубают постороннюю музыку, типа чтобы публика не скучала. А перерыв делать все же надо: музыканты же тоже люди, им и поссать надо, и покурить... и, как митьки говорили, зашнуровать ботинки...
[RM] Вы начали петь на английском языке это говорят о себе корни рок-н-ролла? Или Вас так напугали переводчики?
[Умка] Я не начала петь на английском языке. Скорее наоборот - закончила. Раньше мы делали несколько каверов, в основном блюзовую классику, теперь отказались от этого, стало неинтересно, все равно мастеров не переплюнешь. А эти три перевода ("По любви", "Девочек" и "Про папу") я сделала исключительно по приколу. Я тогда стала писать английскую версию сайта (кстати, никак не могу закончить, просто не успеваю), и эти переводики нарисовались как-то сами собой, как побочный продукт.
Не пугают меня переводчики - чего мне их бояться? Тем более, меня они все равно не переводят. Тем более, я сама профессиональный переводчик. Мне перевести стишок - все равно, что иному человеку выпить чашечку чаю. Честно.
[RM] А нет желания сделать программу целиком на английском?
[Умка] Сделать программу целиком на английском - для кого, интересно? За границей нас, как и все русскоязычные группы, слушают в основном эмигранты. Пара-тройка песен - вполне достаточно. Вообще я же филолог, привыкла работать с родным языком. Это одна из основных составляющих меня.
[RM] А не боитесь, что человек, текст которого Вы перевели при обратном переводе ужаснется, и скажет "уж лучше бы я сам выучил язык и перевел"?
[Умка] Стойте, стойте. Про переводы. Какой-такой человек? Джек Керуак? Какой смысл переводить того, кто сам знает язык? На английский с русского я только самое себя отваживаюсь перекладывать. И не потому, что боюсь мифического человека, а потому что в этом никакого смысла нет. Я перевожу с английского статьи и интервью рок-музыкантов из западных журналов, ну и еще книжки битников, романы Керуака, например. А институтская специальность у меня - художественный перевод поэзии, конкретно литовский язык. Вообще переводить имеет смысл только НА РОДНОЙ ЯЗЫК, все остальное - прикол или халтура.
Ну, перевести стишок - с какого-то языка НА РОДНОЙ. Могу и наоборот, но за результат не ручаюсь.
[RM2] Часто у вас случаются конфликты с некорректной охраной?
[Умка] О, про конфликты с охраной - это очень своевременный вопрос. У меня как таковой конфликты случаются редко - я всегда все перевожу в шутку. А вот у нашей публики - бывает. Однажды нам пришлось отказаться от выступлений в клубе "Золотая лужа" именно потому, что наша публика отказалась туда ходить и из-за охраны. Вообще мы люди свободные, не привыкли, чтобы нас строили в ряды, прощупывали, прохлопывали, окрикивали. Мне вообще редко приходилось сталкиваться с охраной так называемых "приличных" клубов, и я неприятно разочарована. Хотя это я ерничаю, на самом деле все было предсказуемо.
В той же "Свалке" замечательный арт-директор, отличный звукач, большое удобное помещение, хороший звук и свет. А охрана - хуже не придумаешь. Следом за тем, как они себя ведут, уже просто отделение милиции. На последнем концерте я спускаюсь вниз и слышу между ними такой диалог: "сегодня кто у нас, Му-му?" Я говорю: "але, ребята, за Му-му щас в пятак". Ну, посмеялись. Еще один умник перегородил вход в зал и не пускал туда даже тех, кто пришел по списку, наших близких друзей, пока не получил спецраспоряжения. "Я, - говорит, - щас вас, девушка, не пущу". В смысле меня. - "А петь кто будет - вы?" Опять же посмеялись, забыли. А потом оказывается, что они во время концерта пытались докапываться до музыкантов, распускали кулаки, а когда публика вышла на улицу, попросту кидали ребят с бордюра в снег, а там высота метра два. Я звоню арт-директору, прошу разобраться, он вроде обещает, но как реально решить эту проблему - неизвестно. Отказаться от концертов в "Свалке"? Обидно. А еще один такой раз - и наша публика туда просто не пойдет.
[RM2] А поклонники навязчивые, которые после концерта лезут спьяну пообщаться, как вы с ними управляетесь?
[Умка] Пьяных поклонников все меньше и меньше. Как-то публика воспитывается постепенно. Вообще у меня никаких проблем с публикой не возникает. В отличие от охраны. Публика у нас замечательная, любимая. Они нас всегда поддерживают и помогают.
[RM1] Насколько Ваши песни биографичны (то есть герои Ваших песен - вымышленные персонажи или реальные люди)
[Умка] Насколько мои песни биографичны? На девяносто пять процентов. Есть несколько песенок, которые не имеют отношения к моей личной внешней или внутренней биографии, но это исключения. И все равно какая-то связь сохраняется. Если хотите, задавайте конкретные вопросы.
[RM] У Вас вышел диск "Заначка" - странное название... Какой смысл Вы в него вложили? Может быть побудительный, чтобы его убрали подальше (под матрас, например) и доставали только под покровом ночи в гордом одиночестве?
[Умка] Чего ж тут странного. Название отличное. История была такая: сначала диск назывался "Дерево без корней", по другой песне. А потом художник наш, Рома Фурман, сказал: "дерево без корней я не знаю, как рисовать, а Заначку - знаю!" И нарисовал. Вообще в данном случае "заначка" означает, наверное, что вот вроде бы уже все песни я сочинила, спела, сыграла, записала. И вдруг выходит диск с одними только новыми песнями. То есть это наша заначка. Я, кстати, после этого немножко попустилась с сочинением новых песен, меня пока эти греют.
[RM] Дерево без корней - действительно редкий вид, его не только Ваш художник не знает. Если у Вас почти все песни автобиографичны, про кого эта песня (если не секрет)?
[Умка] Дерево без корней - это, в частности, я. И все, кто примет это за свой счет. Но отношение к этому явлению, как видно из текста, у меня довольно неоднозначное.
[RM2] Почему на всех дисках обязательно приведены тексты песен. Во избежании "недослышек"?
[Умка] Ну, да, в общем-то, во избежание недослышек. Многие жалуются, что слова плохо слышно. А так я вообще категорически против публикации текстов в отрыве от музыки.
И, кстати, не на всех дисках вовсе. И не все тексты.
[RM2] А по какому признаку песни удостаиваются быть представленными в виде текста?
[Умка] Если песня уж совсем не смотрится в виде текста, ну или если там есть какие-то особо стремные с моей точки зрения строчки, я ее в качестве текста не печатаю.
[RM] Как вы относитесь к слову сказанному, слову написанному и слову спетому? Это одно и тоже для Вас?
[Умка] Слово сказанное, написанное и спетое... Замечательный вопрос... Да, это разные вещи. Сказанное - воробей: вылетит, и ку-ку. Я не я. Спел - уже серьезнее. А вот написанное или, тем паче, напечатанное слово - все. привет, его уже не вырубишь топором. И рукописи не горят, тем более компьютерные. Может быть, это я в силу профессии слишком серьезно отношусь к печатному тексту, чувствую за него особую ответственность, но факт таков.
[RM] Один из Ваших альбомов появившихся в этом году называется "Бееест", не интереснее было выпустить нечто типа "неизданное"? Материала-то насколько я знаю достаточно..
[Умка] Неизданное - это как? Отбраковки и всякая шелуха?
И потом, кому интереснее?
[RM] А кому интересно слушать компиляцию с 6-и альбомов, если ее можно сделать самому по своему усмотрению....
[Умка] Имеются в виду старые-престарые записи, что ли? Не дождетесь, как говорил приснопамятный Рабинович... Это не есть "продукт", и выпускать его на "рынок", пусть даже такой жалкий, как у нас, я считаю неприличным. Это делалось для кучки друзей, продавать это нельзя.
[RM] А вот, например, "Дожили, Мама" ни на одном диске, кроме пиратских нет
[Умка] Не хотите - не слушайте... Я имею в виду, компиляцию. Смысл появления Беста могу объяснить. Его распространяла (и распространяет) "Мистерия", причем очень дешево. Таким образом наши записи попадают в очень глубокую глубинку, куда иными способами они попасть не могут. Вот и все. Зачем его продают в Москве - ума не приложу.
[RM] Интересно, а часто хотите все бросить (типа надоело все уйду в монастырь)?
[Умка] Никогда.
[RM2] А творческие кризисы случаются? Как часто? И надолго ли?
[Умка] Это для слабеньких, бедненьких. Или наоборот - для суперсильных, которым этот мир уже не нужен. А я очень активный человечек, буду бегать, пока не свалюсь.
Творческие кризисы, увы, случаются, но я стараюсь их не замечать. Пока не пишется, можно, например, записать какие-то старые вещи, порепетировать, аранжировки сделать интересные. Да и "концертный график" весьма напряженный.
[RM1] Вот тут человек просил спросить, как Ваш сын относится к Вашему образу жизни?
[Умка] Мой сын относится ко мне с любовью. Хотелось бы уточнить: какой образ жизни имеется в виду?
[RM] А у вас нет образа жизни?
[Умка] Образ жизни у меня вполне нормальный. Особенно сейчас. Я же уже пожилая тетя, пора и честь знать. Здоровьишко опять же, астма там, то-се.
Вы лучше спросите: как я отношусь к его образу жизни. Я, правда, отвечу примерно то же самое. Сын у меня уже взрослый, ему в январе 20 лет будет.
Когда сын был маленький, мы с ним объездили автостопом пол-страны и пол-Европы, облазили все возможные горы и проч. Так что все ОК.
[RM] Как Вы относитесь к его образу жизни?
[Умка] К Лехиному образу жизни отношусь с одобрением.
[RM] Он слушает Вашу музыку?
[Умка] Он мою музыку слушает, когда я ему дарю очередной компакт. А вообще он слушает совсем другую музыку. Если интересно - можно залезть на готик-ру или на инди-ру (правда, инди-ру пока что сдохло). Звать его Алексей Радов. Он там пишет про ту музыку, которую слушает. Пытается мне тоже ставить, но мне это не по зубам. Но это не страшно, ведь мы живем отдельно.
[RM] Вы хотели бы, что бы он тоже стал музыкантам?
[Умка] Не знаю, хотела ли бы я... чтобы он стал и т.д. Он уже взрослый, сам за себя решает. Мне кажется, писатель из него получится очень интересный.
[RM] Ходит на концерты?
[Умка] На концерты иногда ходит. Но редко. Вот давеча ходил в Свалку, от действий охраны пришел в ярость.
[RM2] Некоторые песни (тот же "Голос", "Дерево без корней") очень депрессивные. В каком душевном состоянии они писались?
[Умка] Про депрессивные песни. "Голос" или "Дерево" - это еще что. Вот "Мертвая голова" или "Суета сует" - вот это депрессивные... В таком состоянии и писались. Вроде выплеснешь - легче станет. Вообще я не подвержена депрессиям, я гораздо чаще нахожусь в состоянии маниакала - куда-то бежать_ что-то делать чтобы интересно было, весело...
[RM2] А в маниакальном состоянии, какие песни писались?
[Умка] В маниакальном состоянии все остальные... На самом деле это я шучу, я маниакальным состоянием называю обычную человеческую активность. Я, впрочем. и в депрессивном состоянии ее не теряю. Боря, задним числом узнав, что у меня была депрессия, говорит: "это разве депрессия? Депрессия - это когда лежишь на диване и не можешь найти в себе сил подняться". Так вот, у меня такого вообще никогда не бывает.
[RM2] Какой самый дебильный вопрос вам приходилось слышать от журналистов? Я не имею в виду сегодняшний чат.
[Умка] Ааа, это была такая девушка из "Литгазеты". Она спросила: "Ты ведь переводила этого, как его... как его... Караоке?" Она имела в виду Керуака, естественно. "Из какой, - говорю, - газеты, из Литературной? Понятненько..."
Еще она написала такой вопрос: "Твое отношение к эзотерике, изотерике..." и к чему-то не помню уже чему еще.
[RM2] Кстати, вы так и не сказали. Злые журналисты объясняют ваши наезды на шоу-бизнес отсутствием внимания со стороны оного. Что вы им можете ответить?
[Умка] Ну да, наверное, так оно и есть. Обзавидовалась Земфире с Чичериной и давай наезжать на шоу-бизнес. А он, бедненький, плачет, заливается...
[RM1] Насколько я знаю, первая публикация Ваших песен - в книге Дидурова "Блюз из подвала"... Говорят, он Вам очень помог в музыкальной карьере...
[Умка] Нет, Дидуров мне совершенно не помог в музыкальной жизни. Это он вам сам сказал? Он перепутал меня с Вадиком Степанцовым. История была такая... Рассказать?
[RM1] Разумеется рассказать!
[Умка] Ну так вот. Мне позвонил один знакомый и сказал, что видел верстку альманаха "Поэзия", за 89, кажется, год, и там есть мои тексты в какой-то подборке "рок-поэзии", это тогда было модно. Поскольку я тогда была замужем за человеком. который эту сторону моей деятельности на дух не переносил, мне такие публикации были не особо нужны. И я рванула в редакцию, говорю: нельзя ли текстики-то изъять? Все же я автор, пока еще живой, да и публиковать такие тексты без музыки некрасиво... Они говорят: ничем не можем помочь, номер уже ушел. - А откуда вы их вообще взяли? - "Вообще от Дидурова." И я поехала к Дидурову. Слово за слово, оказалось, у него огромная подборка моих текстов, списанных на слух со старых записей. Кстати, дал их ему, не побоюсь этого слова, Олег Коврига, мой старинный друг и наш нынешний издатель. Мотивировал тем, что мол думал, что я пропала (умерла?), и чтобы хоть что-то сохранилось... ну и все такое. Списаны они были, к слову сказать, с очень смешными ошибками. Например: "джанки, внук негритянки" (на самом деле "у ног негритянки"), ну и т.п. С Дидуровым мы вполне мирно побеседовали, я сказала, что вообще-то так не делается, и попросила впредь. И сказала, что я вообще больше не пою. - А почему? - "Ну, например, потому что у меня нет гитары. И тогда Дидуров подарил мне очень даже приличную "Кремону". А мужу я наврала, что мне ее названный Дидуров подарил... на улице. И про альманах "Поэзия" не призналась. И вся эта история как-то спустилась на тормозах. После этого я, кажется, один или два раза видела Дидурова, и мы о чем-то постороннем разговаривали. Этим наше знакомство, собственно, исчерпывается.
Публикации же типа "Блюз из подвала" я считаю абсолютно дурацким предприятием. Изобилующим ошибками и опечатками.
[RM2] Кто вам помогал на этом тернистом пути? И помогал ли кто-то вообще?
[Умка] Коврига мне помогал. Когда я уже (и еще) не пела, т.е. с 88 по 95 год, он меня просто поддерживал материально, выплачивал мне "стипендию" 50 баксов в месяц. Мы коммерцией не занимались, и начало 90-х было для меня временем сплошной овсянки, весной с добавлением крапивы. (Это когда я не ездила за границу, за границей рацион существенно пополнялся. А ездила я туда в качестве филолога, специалиста по русскому авангарду.) И потом, когда я опять запела, он стал нас издавать - когда еще никто, кроме хипни или бывшей хипни, меня не знал и не слушал.
Еще Оля Арефьева помогала. Очень сильная была моральная поддержка. Оля тогда жила с Русланом, моим старым приятелем, и они постоянно разводили меня попеть и поиграть, а Оля уже тогда выступала на сцене, и как-то вытянула меня за собой. И если теперь наши с ней дорожки в музыке разошлись, и по-человечески мы довольно редко общаемся, все равно я ей этого никогда не забуду. Кожекин помог, когда стал со мной играть на гармошке в 95 году. Вовка Орский очень сильно помог, просто вытянул меня за уши, Паша Пичугин тоже, наш первый клавишник. Ну, и не говорю уже о нынешнем составе группы, без этих людей вообще ничего бы не было.
Дурацких слухов было много. Например, что я бегаю по флэтам и уничтожаю собственный записи. Никогда в жизни такого не было. А равно и повешения на трубе в кухне и утонутия в ванне у какого-то рижского деятеля.
В какой-то момент просто вся эта телега с "самосожжением" зашла в тупик. Если бы я еще так пожила чуть-чуть, я бы действительно кинулась или с ума сбрендила. То есть этого не произошло бы, потому что у меня очень развито чувство самосохранения. И я на некоторое время "связала свою жизнь" с человеком, который, возможно, и "хотел как лучше", но при этом не очень-то меня понимал. Так бывает.
Зато за эти несколько лет молчания я защитила диссертацию, написала кучу филологических статей и вернулась в рокенрол, так сказать, на белом коне. И оказалось, что пресловутые "все" меня уже прекрасно знают. И не нужно было пробивать стенку головой.
[RM2] Вопрос глупый и бестактный - как вы собственную популярность оцениваете?
[Умка] В смысле как оцениваю? На какую отметку, или нравится ли она мне?
[RM2] Вообще, считаете ли вы себя достаточно известной или еще надо?
[Умка] Да, конечно, еще надо. Хотя, как Боря говорит, "ты уже и так всю Москву за нос водишь, чего тебе еще надо?" Мне просто нравится делать что-то клевое для всех. Мне известность не нужна как таковая, или чтоб заработать там миллионы какие-то. Впрочем, миллионов мне и так никто не даст.
Просто есть мнение, что то, что у нас сейчас получается, нравится правильным людям и доставляет им правильный кайф. Кому-то, так сказать, "помогает в жизни". Банально звучит, но это же здорово! Я вообще никогда не понимала, как это - "писАть в стол", записываться под подушку. Надо, чтоб "все" знали и радовались. Все, кому это нужно. Я свою "референтную группу" знаю хорошо.
[RM1] А как ваш гипотетический совместный проект с Певзнером? Дело движется? Говорят, он в Москву возвращается?
[Умка] Да какой там проект? Так, сидели на кухне, болтали... Мы же очень давно друг друга знаем. Редко встречаемся, но в чем-то очень близкие люди. Послушали друг друга после большого перерыва и, конечно, сразу заговорили о "совместном проекте". А что в результате получится - никто не знает. Он мне даже не написал, не позвонил ни разу с тех пор, как уехал.
[RM] А хотели бы такой проект сделать?
[Умка] Я не знаю. Забавно чего-нибудь было бы придумать, но я не очень себе представляю, как. Потому что мы однотипные деятели. Слово на первом месте, а музыка прилагается. Хотя я вот, например, уже года два как перед музыкой вовсю "извиняюсь". Раньше я бравировала тем, что я не музыкант и музыку делать не умею, и что важна телега, а остальное приложится. А тут как-то (не без помощи Бори Канунникова и группы Грейтфул Дэд) врубилась, какая же я была дурочка. И уши как-то заточились в более профессиональную сторону. Стала "работать со звуком", интересно... А вы спрашиваете, почему не издаю ранние записи. Вот потому и не издаю. Стыдно потому что. И за "Дожили, мама" стыдно, и за "Компакт". И даже за "Командовать парадом", хотя там все уже поприличнее. Первый альбом, под которым я готова подписаться - это "Ход кротом", при всех его изъянах.
[RM] У нас на форуме, возникла тема про Макаревича, которая плавно перетекла в ликбез: кто лучше готовит Умка или Макаревич. Вы хорошо готовите?
[Умка] Я готовлю отлично. Но мужики всегда в этом деле лучше, как, собственно, и во всех прочих.
Я готовлю безошибочно и очень быстро. Мне всю жизнь, с 18 лет, надо было каждый день накормить большую тусовку. Когда все живут в палатках, могу готовить на 10 человек. могу на 100. Всех накормить - огромный кайф, сродни тому, чтобы записать альбом и раздать тираж.
[RM] У нас был вопрос в одной из "прямых речей", которые мы делаем еженедельно про "советы". Судя по песням, Вы любите давать советы. Это так?
[Умка] Я? Советы? Из серии "у нас страна баранов"?
[RM] А как же тогда: если обнаружишь пакет... сразу обратись к ментам??
[Умка] Это каждый понимает в меру своей испорченности.
[RM2] Что бы вы никогда не доверили мужчине?
[Умка] Мужчине не надо ничего доверять. Мужчин надо любить. Иногда слишком сильно.
[RM2] То есть вообще ничего? Но ведь на что-то они годятся?
[RM1] Так Вы, оказывается, мужской шовинист? И детей они рожают лучше, чем женщины?
[Умка] Да, я типичный мужской шовинист и этим горжусь. И, кстати, Фрида ([RM1]), Вы умница, что употребили именно эту формулировку, я так всегда и представляюсь, особенно феминисткам. Чтобы сразу объясниться.
[RM1] И Вы действительно видели мужчину, который считал бы, что его любят слишком сильно?
[Умка] Да я всяких видела, и таких в том числе... Ну, правда, я к ним очень хорошо отношусь. А с женщинами мне сложнее, от них никогда не знаешь, чего ожидать.
[RM2] А как вы к феминисткам относитесь?
[Умка] К феминисткам отношусь с жалостью. Их, наверное, недостаточно любят мужики.
[RM1] "Я ненавижу девочек"....
[Умка] Даа-а, да-а-а. Именно!
[RM2] В нынешних условиях мужчины часто получаются слабее женщин. Прокомментируйте ситуацию
[Умка] И зачем мужиков заставлять рожать детей? Правда, женщин я тоже не стала бы так мучить. Но, увы, меня не спросили.
Не знаю насчет слабее. По-моему, это такое специальное общее место, перегибание палки в обратную сторону. Ну да, лично я считаю себя сильным человеком . И моя мама, например, чрезвычайно сильный человек, иногда даже слишком. Вообще, сила - понятие относительное.
[RM] А если бы Вас спросили, вы предпочли бы быть мужчиной или женщиной?
[Умка] Когда меня зачинали, никто меня не спросил, кем я хочу быть. Если уж получилась бабой, ничего не поделаешь. Тем более что в некоторых отношениях это даже удобнее.
[RM1] "Но только не бабой, пожалуйста, только не бабой..." - это уже не из Вас, из "Башни Рован", нагло "переосмысляющей" на каждом шагу Ваше наследие...
[Умка] Вот, кстати, очень близкая по духу тетка - Тикки Шельен.
[RM1] А кто еще из "молодых" помимо Тикки Вам близок?
[Умка] Саныч. Пассатижи. Юля Теуникова. Денис Третьяков. Извините, кого не назвала.
[RM2] О Теуниковой. Куда она пропала?
[Умка] По-моему, никуда не пропала. А что?
[RM2] Давно ее не слышала. Года с 97-го
[Умка] Ого! Да она сейчас самая знаменитая, даже модная "в кругах"!
[RM2] Вы по жизни не производите впечатление слабой женщины. Может быть ваш шовинизм - поблажка мужскому эго?
[Умка] При чем тут поблажка мужскому эго? А если даже и поблажка, то что? Ну нравятся они мне, что поделаешь?
[RM2] В каких отношениях удобнее?
[Умка] Ну, если я напишу, что бриться не надо, это будет общее место...
[RM2] Ну да... в армии не служить
[Умка] В армии служить вообще не надо! Никому!
[RM2] Вы пацифистка?
[Умка] Ясное дело.
[RM] А как же родину защищать?
[Умка] От кого?
[RM2] А если завтра война?
[Умка] Если завтра война, нужна профессиональная армия, состоящая из хорошо обученных людей, которые сами выбрали такую работу. А не ловить на улицах лопоухих мальчишек и не бить их потом сапогами по роже.
[RM2] Так ведь на профессиональную армию средства нужны немалые
[Умка] Мне кажется, больше денег тратится на содержание разбухшей толпы необученных мальчишек, чем тратилось бы на хорошую высокооплачиваемую армию профессионалов. Тем более что пехотная война отошла в далекое прошлое. Пешочком.
[RM] Тут кстати на днях был день защиты прав человека, нам есть чего защищать?
[Умка] Вам - не знаю. Мне - нечего, у меня все в порядке.
[RM] Если бы это было бы Ваше последнее интервью в уходящем году, что бы Вы пожелали всем, всем, всем?
[Умка] Ну как? Все хорошего, там... счастья всякого... можно я не буду оригинальничать?

На фото: Умка
Евгения Чайкина, Бродяга Лью, специально для РокмЬюзик.Ру

RM2001