Умка и "Броневичок"_Рай для инвалидов

Как известно, Умка и "Броневичок" выпускают альбомы часто и продуктивно. Так и на сей раз - альбом "Рай для инвалидов" был выпущен в конце 2002 года, казалось бы, должен быть последним на данный момент, ан нет - с тех пор вышло ещё два диска ("Морское свинство" и "Unplugged"). При этом можно отметить одну приятную особенность: если раньше музыканты работали быстро в ущерб качеству и часто не обращали внимания ни на качество записи, ни на квалифицированность исполнителей (такая ситуация продолжалась где-то года до 99-го, пока Умка, видимо, не осознала музыку в качестве профессии), то теперь оперативность во вред качеству не идет, а альбомы получаются интересными и разнообразными (так, упомянутые уже последние три диска демонстрируют, фактически, три различных ипостаси "Броневичка"). Состав группы, которая уже может называться полноценным творческим коллективом, а не просто аккомпанирующим составом, устоялся, музыканты играют хорошие (разве что гармошечник Ойстрах уступает в мастерстве покинувшему Умку Кожекину), песни Умки в их обработке превращаются их хиппово-бардовских попевок в очень качественные блюзы и рок-н-роллы, чего и хочет почтеннейшая преданная публика "Броневичка". В общем, все идет своим чередом и, дай Бог, будет так идти и дальше.

"Рай для инвалидов" значится в официальной альбомной дискографии следующим за диском "Заначка" - и при этом сильно от него отличается. "Заначка" была очередной попыткой "Броневичка" создать концептуальный альбом, представляющий собой цельный текст, в котором паузы между песнями не менее важны, чем сами композиции - и на сей раз (в отличие от альбомов "Ход кротом" и "Кино из одуванчиков") не совсем удачной, прежде всего - из-за блеклости большинства песен, к которым с легкостью можно было подобрать аналоги в предшествующем творчестве Умки. "Рай для инвалидов", напротив, представляет собой очередную фиксацию того самого предшествующего творчества, причем прилагательное "очередной" в данном случае не несет в себе никакой негативной оценки. Напротив, как мне представляется, такая фиксация давно была необходима.

Итак, альбом на сей раз не является концептуальным - или, по крайней мере, нарочито концептуальным, то есть всяческие связки и прочие примочки не лезут в глаза и уши, паузы между песнями настоящие; в общем, обычный такой альбом. Песни, записанные "Броневичком" заново, можно было при желании услышать и раньше: иные - на не очень удачных первых CD Умки ("Командовать парадом", "Низкий старт", "Компакт"), иные - на многочисленных концертниках с не очень хорошим качеством звука, иные - на уж совсем древних записях Умки 80-х и середины 90-х. "Рай для инвалидов" представляет собой своеобразный "бест" Умки, сделанный не с точки зрения коммерческой успешности и популярности песен (каковым, видимо, был по замыслу выпущенный "Мистерией звука" "Бе-е-е-ест!"), а, скорее, с точки зрения тех самых "инвалидов": песни здесь проверенные временем, известные большинству любителей Умки и неизменно хорошо принимающиеся на концертах. Специально для исторической точности рядом с каждой песней указан год её написания: так вот, 8 из 13 песен датируются 1986 годом, и только 4 - серединой-концом 90-х. Есть и 13-ая, последняя песня, собственно, и давшая название альбому ("Рай для инвалидов") - единственная новая на альбоме, ничуть не уступающая остальным и обнадеживающая в отношении возможности грядущих творческих свершений. При этом сыграны все номера не абы как, а с очень качественными блюзовыми и рок-н-ролльными аранжировками, превращающими, например, "По любви" в одну из самых трогательных лирических баллад Умки, а "Свобода вышла боком" - в быстрый и драйвовый номер. "Броневичок" на сей раз (как, впрочем, и вообще на протяжении последних 3-4-х лет) очень обстоятельно подошел к записи - звук хорош, инструменты прописаны качественно, все звучит очень презентабельно и очень приятно. Даже особых блюзовых импровизаций не допускается - все гитарные переливы и рифы, вкрапляемые Борей Канунниковым (второй по значимости творческой единицей "Броневичка") в основную мелодию песен, выглядят продуманными и отрепетированными и длятся недолго.

Несколько слов стоит сказать и об оформлении альбома. Оно ничем не хуже, чем на предыдущих дисках, - но и ничем не лучше; оно, по правде говоря, ничем от них не отличается. Роман Фурман, конечно, художник забавный, почерк свой у него имеется, однако однообразные цветасто-хипповские обложки последних Умкиных альбомов, честно говоря, уже немного приелись. Впрочем, оформление, конечно, не главное, к тому же, если посмотреть с другой стороны, можно сказать, что Умка следует своему стилю и держит марку.

В конечном счете, можно сказать, что "Броневичок" записал действительно хороший поп-альбом (где слово "поп", опять же, отнюдь не подразумевает негатива). На "Рае для инвалидов" нет песен, длящихся более пяти минут, все они выглядят вполне милыми и приемлемыми по музыке, и ничем, на мой взгляд, кроме отказа "подниматься в цене", отсутствия грамотного продюсера и образа Умки как андеграундного персонажа, непопулярность этого альбома объяснить нельзя. Нет, даже не так - если бы Умка и группа захотели, они вполне могли бы хорошо продать этот альбом и приобрести на нем популярность (по крайней мере, бОльшую, чем сейчас). Конечно, проблемой всегда остаются тексты Умки, которые полны всяческих аллюзий, аллитераций и прочих поэтических приемов, а также сам стиль, в котором играет "Броневичок", - все-таки популярен сейчас отнюдь не блюз, а, скорее, псевдопанк. Но главное - и в этом, конечно, и своеобразный шарм Умки - в том, что "Броневичок" отнюдь не стремится что-либо продавать, делать на своей музыке какие-либо деньги, по-прежнему задешево играет по маленьким клубам (куда давно не влезают все желающие), а Умка по-прежнему задушевно общается со слушателями и нисколько не претендует на звездный статус. И скорее всего, так будет и дальше. Вот и славно. А альбом очень хороший и милый, его можно только посоветовать.

P.S. Как всегда, очень здорово сказала об альбоме сама Умка - это можно прочитать здесь.

Шурик Горбачев: muscience.narod.ru