George Гуницкий для rockmusic.ru

Умка, "Маркшейдер Кунст", "5'nizza" в Санкт-Петербурге

Вечерок 15 ноября получился у меня очень нескучный и насыщенный. "Маркшейдера" с их новым "кунстом", леди Умка, Билли со своим бэндом плюс пятничные радости. Да, ежели совсем еще недавно, в августе-сентябре, концертная жизнь находилась в режиме летней каникулярной спячки, то теперь все закрутилось на полную катушку, и всем, кто интересуется роком, роллом и прочим джазом, приходится постоянно попадать в ситуацию выбора. В минувшую субботу, 15 ноября, я мог, например, пойти на концерт "Алисы" в "Юбилейном", приуроченный к двадцатилетию этой матерой и прославленной команды, или на выступление не менее матерого "Пикника" в клубе "Старый Дом" с программой "Немое кино", или нырнуть в "Молоко", где резвились в связи с представлением своего новехонького альбома готические рокеры из "Para Bellum". И, конечно, можно было направиться и на другие клубные площадки. Но нельзя, как известно, объять необъятное. Хотя иногда очень хочется.

Подумал, поразмышлял, порубился, взвесил все "за" и все "против" - и отправился в галерею "Борей" слушать Умку. Совсем не хотелось видеть многоуважаемых алисоманов, да и последний диск "Алисы" "Сейчас позднее, чем ты думаешь" показался мне слишком уж религиозно-заидеологизированным. С музыкой в пластинке этой все в порядке, "Алиса" - есть "Алиса", но все равно, в новом альбоме есть моменты, которые... Ладно, тема эта серьезная, незачем говорить о ней походя, между делом. Только не могу не заметить, что многоуважаемого Кинчева по-прежнему резко заносит в самые разные стороны...

"Борей" - это, как известно, вовсе не музыкальный клуб. И поэтому здесь нет суетной околомузыкальной тусовки, присущей большинству клубных площадок. Умка же выступала здесь не впервые, она уже давно своя в "Борее" и нередко дает тут сольные концерты, когда приезжает со своим "Броневичком" в Питер. Послушать ее собрались многие - и сотрудники "Борея", и старые хиппаны, и Андрей Тропилло, и Владимир Рекшан, и более молодые люди, и множество других визуально приятных людей с осмысленными лицами. Так что свободных мест в небольшом зальчике и вовсе не осталось, и поэтому Умка любезно приглашала всех "безместных" постелить свои куртки на пол и сесть неподалеку от нее. Некоторые так и поступили.

Умка пела и новые песни, и старые, причем без микрофона. Теплая, душевная атмосфера концерта напоминала квартирник (аналогичные ощущения я испытал в октябре, во время творческого вечера журнала "Арт-город" в музее Блока), и хотя было видно, что за окном полуподвального "борейского" пространства Литейный проспект нон-стоп бороздили разнообразные транспортные средства, они совсем не мешали слушать. Благодаря уютной камерности происходящего возникало немножко иллюзорное чувство независимости от шумного города, от идиотической проблематичности внешней жизни и от прочей доставучей ерунды. А может быть, чувство это вовсе и не иллюзорное, просто так трудно иногда разобраться с тем, что с нами происходит в мире этом странном... Конечно, Умка тысячу раз права - "твоя свобода внутри тебя..." И я абсолютно точно знаю, что светлая аура ее выступления была ярче, значительней, содержательней и убедительней, чем пышные оргии многих больших и понтовых суперрок-н-ролльных фестивалей, которые, в основном, к собственно музыке, к искусству, к душевным откровениям и к доподлинному, естественному, песенному року давно уже не имеют почти никакого отношения. (...)