Умка о Майке Науменко
"Пять вопросов Умке, участнице концерта "Майку Науменко - 50 лет"

В клубе "Точка" отмечают полувековой юбилей лидера группы "Зоопарк" Майка Науменко, умершего в августе 1991 года. Человека, научившего всю страну петь настоящий рок-н-ролл, придут поминать вовсе не VIP русского рока. Наоборот, набор поздравителей в хорошем смысле маргинален - среди них бешеный тюменец Ник Рок-н-Ролл, авангардный питерец Леонид Фёдоров и московский скоморох Псой Короленко. Перед концертом мы расспросили о Науменко певицу Анну "Умку" Герасимову, продолжающую традицию русскоязычного ритм-энд-блюза, которую основал Майк.

В чём заслуга Майка перед русской музыкой?
Он показал, как нужно петь рок-н-ролл по-русски. Он сумел перенести этот дух на русскую землю. Корни его песен - это Лу Рид, Марк Болан, Rolling Stones. Он никогда не обольщался призраком русского рока, шёл напрямую "оттуда" - воспринимал западную культуру в чистом виде. Некоторые важные вещи из рок-классики он прямо брал и переводил - и это был почти пушкинский подвиг. Ведь Пушкин в своё время без малейшего ущерба для национальной культуры пересадил на русскую почву французскую поэзию. А Майк - американский ритм-энд-блюз.
Был ли импульс "Зоопарка" воспринят и развит русской рок-музыкой?
Не совсем. Их музыка изначально была субкультурным явлением, а иконой русского рока Майк стал потому, что помер. Будь он сейчас жив, никакой мейнстрим к нему и близко бы не подошёл. Мне вообще-то сложно судить, насколько живо дело Майка: я сама работаю в этом стиле. И чувствую некий вакуум вокруг - мало людей, которые бы продолжали эту незамутнённую американскую традицию. Так называемый русский рок сейчас делается людьми, которые слушали тех, кто, в свою очередь, перенимал у западных артистов, то есть потребляли нечто уже даже не вторичное, а третичное.
Однако ведь было несколько попыток вывести Науменко за пределы узкого загона - три года назад Дмитрий Дибров сделал пластинку песен Майка...
Дибров, по-моему, сделал нечто постороннее. От чистого сердца, не ради популярности и денег. Но постороннее. Но я вот не могу слушать "Зоопарк" постоянно. Только поставлю - начинается облом: хочется же, чтобы это всё прозвучало в нормальной записи! Вот Дибров, возможно, и хотел представить эту музыку, но только записанную по-человечески. Но ведь невозможно представить себе песен Науменко без этого питерского апломба и интеллигентности, без этого носового прононса, голоса, ездящего мимо нот, и его благородной иронии обедневшего дворянина.
Как Майк повлиял лично на тебя?
Как-то в 1981 году Илья Смирнов (известный рок-журналист, автор книги "Время колокольчиков". - Прим. ред.) принёс бобину с записями Цоя, "Аквариума" и "Зоопарка". И я как-то разом запомнила абсолютно все вещи Науменко, которые были там записаны. Слушая Майка, я подумала: "Ну вот надо же, можно ведь петь такую музыку на русском языке!" Это звучало как-то достойно, деликатно, нестыдно - и абсолютно естественно. Видимо, Майк вообще в жизни был очень симпатичным человеком, это передавалось и его песням. Один человек сказал про Игги Попа: "Когда его слушаешь, кажется, что рука протягивается к тебе через океан". У меня от музыки Майка те же ощущения, только рука эта гораздо ближе - из Питера тянется.
Что ты будешь петь на концерте?
Наверное, я не буду ничего специально выбирать. У меня мало песен, которые бы не подходили по духу для такого концерта. А ещё я хочу спеть майковский "Blues de Moscou". Представляешь, мало того что баба это споёт, так ещё и москвичка!"

Алексей Крижевский, Time out Москва N15'2005 (18.04.2005)

© [info]woody_alex