600... кадров в секунду

В четвертый раз к нам в Челябинск приехали Умка и "Броневичок". Простите, и "Броневик" - к новому названию надо еще привыкнуть. Для меня этот концерт стал возможностью увидеть в человеческом воплощении то далекое и давно вошедшее в жизнь, что каждый день слушаю в записи.

Дислокация концерта - ресторан-кабаре "Мистер Икс". На входе - секьюрити, металлоискатели, проверка содержимого сумок. В зале - уютные диванчики, стулья с красными накидками, синие скатерти на столах, блеск бокалов, сервировка по всем правилам... Первой мыслью было, что в такое помещение такая команда малость не вписывается. Однако, хипповые люди куда только не "вписывались"! Пользуясь положением "прессы", я побывала в закулисье, пообщалась с Умкой. По поводу обстановки она сказала: "Дело тут не в зале, а, прежде всего, в людях. Если придут нормальные люди - будет хороший концерт, вне зависимости от помещения. А ненормальные нас и не слушают. Выступать приходилось в таких местах, что лучше и не вспоминать!" Забегая вперед, скажу, что когда началась музыка, мысли о зале закончились. Для танцев простор есть, сцену видно, звук хороший - остальное ушло из виду.

Перед началом выступления Умка устроила "распродажу". Все желающие могли купить диски "от ста рублей и меньше" и календарь "от пятидесяти и дешевле", получить автограф, сфотографироваться или просто побеседовать о том, о сем. "Горячие пирожки" расходились на ура, и хотя Умка торопила, а все-таки увлеклась. Музыка покатила в 20:30.

Первые же звуки и строки: "Пора переходить на стариковский кефир..." - прозвучали сигналом переходить на позиции у сцены. Зажигать в центре площадки начал один молодой человек, вокруг народ нерешительно переминался с ноги на ногу. Умка сказала: "Танцевать можно!", и даже посоветовала "вести себя разнузданно". Тут уже веселье ничто не сдерживало! Я сама, вовлеченная во всеобщий угар, несколько раз задевала стол и чуть не перевернула бокал.

Давно знакомые песни, уже буквально заученные по звукам, удивляли чем-нибудь новым в исполнении - ритмом, интонациями, настроением. Умка пела не "по писаному" - складывалось ощущение, что именно в настоящий момент создается эта даже не песня, а история. Сказать точнее - двадцать девять разных историй.

Рассказанная случайно встреченному приятелю "Своим чередом". Полузабытые, близкие сердцу воспоминания о "Бедном дураке". Зазвучавшая теперь размеренно, солидно, но от этого еще с большим чувством "Я ненавижу девочек!". Испытанная поговорка "Поздно пить таблетки", переработанная в задиристый озорной смех в лицо невзгодам. Убедительная уверенность, что "С горы упасть невозможно". Отточенная до совершенства комбинация, "Ход кротом", и мат. Да, кстати, мат можно было слышать в некоторых песнях, в том числе новых, но как всегда - ненавязчиво и к месту.

Люди скакали и отплясывали под заводные рок-н-ролльчики "Я изменила себе с тобой", "Не волнуйся, мама", "Шоубизнес", "Пропади ты". Заводило с первых аккордов! Люди покачивались в такт мотивам рэгги "Тактика выжженной земли", "Звуки в твоей голове", "Рэггей в законе". Люди проникались душевной меланхолией под лиричные "Стрекоза и муравей", "По любви". Специально для Гарри Ананасова, который и пригласил группу в Челябинск, прозвучала его любимая песня - "Готовый".

Умка легко и вольно пританцовывала на сцене, "иллюстрируя" и обыгрывая слова песен, и даже будучи с гитарой в руках, не стояла на месте. Когда человек любит свое дело и вкладывает в него душу - это сразу видно.

Как поезд по рельсам простучали семь песен с нового альбома "600". Перед ушами прошли и тяжело груженые цистерны, и окна купе за белыми шторками, где изливают душу, потому что больше не пересекутся пути. Радио из потолка, которое выключаешь - а оно нагло продолжает сипеть, потому что включено за стенкой. Скрип колес, которые хотели бы, да не могут расстаться с рельсами, и все бегут, бегут куда-то вперед.

"Многим альбом "600" кажется грустным, - говорит Умка. - Да, это был трудный год. Хорошо, что он прошел." А на станции 2006 года нас ждет новый альбом.

Заглавную песню с него Умка исполнила одна, под акустическую гитару. Зал слушал замерев. "Ничего страшного", поняли мы. А значит, будем смело смотреть вперед и с интересом ждать, что же будет.

Вряд ли кто станет спорить, что есть разница в восприятии музыки, когда слушаешь ее дома из колонок и когда на живом концерте. Просто слушать Умку - хорошо, но мало. Ее надо видеть! С обаянием музыки складывается обаяние человека, и куда полнее чувствуется самый дух этих песен. Умка еще вначале сказала, что "фотографировать не просто разрешается, но и всячески поощряется". И после концерта добавила: "Я всегда за то, чтобы люди снимали - фиксировали эмоции, жесты, мимику..." - с помощью какой есть техники можно хоть как-то захватить то, что здесь дополняло звук, и унести домой. Чтобы потом "под кассету" "доставать из сундучка". Говорят же, что фотографии могут хранить энергию. Даже если это выдумки, энергия Умки - в каждой ее улыбке.

И кто бы мог подумать, что выступала она с высокой температурой?..

Александра Пожар