Разговор с Умкой во время прогулки узкими улицами Лемберга.

Действие происходит (как вы уже смогли догадаться) во Львове, 8 сентября 2007 года, в перерыве между саундчеком и, собственно, концертом в клубе "Лялька". Мы гуляем с Аней Герасимовой, известной всем как Умка, заковыристыми улочками старинного города и общаемся. Это трудно назвать интервью, скорее это именно разговор. Время от времени общение приходится прервать, дабы сфотографировать какой-то старенький фасад дома или заглянуть в необычный подъезд. Стоит сделать сноску, что в старом Львове все подъезды разные и очень необычные. Наш маршрут довольно таки импровизированый, и мы сначала движемся в сторону Высокого Замка, потом, не доходя до него, возвращаемся назад и начинаем бродить по улицам Леси Украинки, Армянской, доходим до звестной "Дзыги", потом до Доминиканского собора и Площади Рынок. Приятно, что в столь короткий период времени мне удалось максимально показать самые изумительные места этого города так, что Умка осталась довольна.

DIYclab: Умка, скажи, не надоело быть флагманом андеграунда?
Умка: А что в этом плохого? Чем это андеграунд? Если у меня концерты в клубах в разных городах, все приходят, все меня знают, Интернет сайт у меня есть. Что ещё хотеть?

DIYclab: Ну нету популярности, например, как у того же Б.Г.?
Умка: Борис Борисович раньше начал. Если бы я начала тогда же, то кто знает, насколько я была бы популярна. Но мне, собственно, такой популярности и не надо, чтобы Путин вручал мне орден.

DIYclab: Есть желание с кем-то сыграть, сделать какой то проект?
Умка: С моими музыкантами. А зачем делать какие то проекты? У меня есть свои хорошие и любимые музыканты. Прикинь, у The Beatles бы спросили: "С кем бы Вы хотели сыграть"? "Друг с другом" - а чтобы они бы ещё ответили. Не вижу смысла делать с кем-то проекты.

DIYclab: Как ты видишь группу "Умка и Броневик" через десять лет?
Умка: Примерно так же как и сейчас. Думаю, мало что изменится.

DIYclab: Самая любимая и нелюбимая песни из собственного творчества?
Умка: Самая нелюбимая, наверное, "Раскольников". Потому, что чаще других просят её спеть. А самые любимые - это вся пластинка "Ничего страшного нет" и из последнего альбома песня "Сибирь".

DIYclab: Если ли клипы группы "Умка и Броневик" кроме мультфильма "Небесная дверь" сделанного "Уткой с Саксофоном"?
Умка: Клипов нет. Люди вообще иногда что-то делают и выкладывают в "Сообщество", но так сами ничего не снимали.

DIYclab: Что ты слышала из украинской музыки? И что нравится?
Умка: "Браты Гадюкины" очень нравятся. Слышала "Вопли Видоплясова", но "Гадюкины" на порядок круче. А вот остальное как-то не впечатлило. То есть я слышала понемножку, а дальше не стала. А вот "Гадюкиных" слушаем постоянно, с удовольствием, и по-хорошему им завидуем.

Вот в этот момент мы подходим к подъёму на Высокий Замок, причём подъёму не цивильному, а вполне экстремальному, на который Умка предлагает забраться.

DIYclab: Тебе всегда хочется куда-то карабкаться?
Умка: Ну да, как только мы с Борей (муж Умки и гитарист группы "Умка и Броневик" - прим. DIYclab) куда-то приезжаем, я тут же моментально вижу, куда можно залезть и начинаю туда взбираться. И Боря вечно: "Опять она куда-то лезет. Куда ты лезешь?" А я даже и не знаю что ответить, я просто хочу повыше.

DIYclab: Ты так много путешествуешь, а куда бы ещё хотелось поехать?
Умка: В Японию, в Австралию, в Тибет. Ну, так, навскидку. А ещё в Мексику, посмотреть индейские развалины.

DIYclab: А не приглашали в Мексику поиграть?
Умка: (смеётся) пока нет. Хотя иногда приходят очень неожиданные приглашения. Например, из Италии. Где уж я бы никогда не подумала, что кто-то нас слушает. Но это, конечно, такие исключительные случаи. В Америке много народу нас слушает, в Германии, в Израиле. Вот недавно мы ездили в Норвегию, туда нас пригласил чувак, который перевел мои стихи на норвежский. Смешно, скажу я тебе, они звучат на норвежском языке.

DIYclab: Какие города тебе больше всего запомнились и понравились?
Умка: Прага - безумно красивый город, Сан-Франциско - со своей битнической историей и атмосферой, Вильнюс - очень уютный, Львов, кстати, тоже вот нравится.

DIYclab: Насколько мне известно, ты большую часть времени проводишь в Севастополе. Почему не хочешь жить в Москве?
Умка: Потому, что там скучно и страшно. Я ведь имею право выбирать, где мне жить, где мне веселее и теплее. Вот Чернецкий, например, уехал из Харькова в Питер. А я могу уехать из Москвы в Севастополь. Дело не в режиме, а просто в общей атмосфере. Мегаполис! Я говорю, что не смогла бы жить, например, в Нью-Йорке. Потому, что очень шумно, очень высоко. Просто идя по улице, ты не зайдешь никуда. Нам дико себе представить это. Даже вот в Москве, идя по городу, ты можешь зайти в любой дворик, посидеть на лавочке, покурить. А в Нью-Йорке никаких дворов нет. А лавочки если стоят, то прямо чуть ли не на проезжей части. Хотя, есть там и другие районы. Есть Стейтен Айленд - там вообще как кусочек Европы. Есть Бруклин - очень уютный район. Вообще, Америка очень вся разная и большая, поэтому русскому человеку там понятно как тусоваться, ему там уютно. Вот в Израиле неуютно, потому, что ты знаешь, проехал два часа и уже граница, а за границей живут враги. А в Америке едешь-едешь, едешь-едешь, а она всё не кончается и нормально, как дома.

Во время разговора мы выходим на площадку, где виднеется львовская телевизионная вышка. И Умка рассказывает историю о том, как она ночевала в подобной вышке.

Умка: Ехали мы как-то стопом с Лёшей (сын - прим. DIYclab) и застряли на одной трассе. Палатки у нас не было, да и холодно было её ставить. Я смотрю вдаль, а там ничего нету, одна только телебашня виднеется, а под ней такой домичек. Я думаю, по-любому кто-то там должен быть. В общем, идём мы туда, и я тупо начинаю стучать, типа пустите переночевать. Высовывается морда и говорит: "Заходи". Зашли, рассказываю, что едем стопом с сыном, доехали досюда, а где переночевать не знаем. Нормальные такие человеки оказались: накормили нас, выделили нам отдельную кровать, ещё пытались водкой меня напоить. На следующий день решили они нам башню показать. Посадили нас в лифт, а ему лет тридцать точно. Причём мы садимся в лифт, а чувак сверху один, потому как кабинка маленькая. И пока мы едем, они нам рассказывают, что вот этот лифт в году так 67 оборвался и погибли жена и дочь смотрителя башни, и с тех пор никого катать на нём нельзя, но для Вас мы сделаем исключение. Вывозят они нас наверх, прямо на эту тарелку, и мы по ней гуляем. Я смотрю вокруг, а там сопки, сопки, сопки и такие дырки в сопках. Я спрашиваю, а что это за здания там, деревня какая-то? Какой там, - отвечают они - это зона. Тут до самого севера одни зоны. Вот такая вот история.

DIYclab: Раз заговорили про автостоп, расскажи самое забавное своё приключение?
Умка: Вот у меня как раз с Западной Украиной связано два смешных приключения. Одно, очень позитивное, было ровно двенадцать лет назад, когда мы ехали с сыном из-за границы. Уже на территории Украины мы на трассе поймали машину и доехали до какого-то небольшого города. Нас высадили, и мы идём по бульварчику, и я понимаю, что уже совсем темно, конец августа, нежарко так, и всё расклады такие, что мы можем целую ночь так идти. Я не глядя машу рукой и тут останавливается машина. Чувак за рулём такой интересный: художественные волосы, бородёнка. Он предлагает довезти нас до ближайшего большого населённого пункта, только предварительно ему надо заехать на стоянку, заправится. Заезжает на стоянку и говорит: "Слушайте, а давайте вы лучше оставайтесь у меня, а завтра я вас довезу". Выясняется, что он начальник этой стоянки, у него там ещё кафе небольшое. Он достал всё, что у него было из припасов и начал нас кормить. Кончается тем, что мы сидим с ним всю ночь и пиздим. Оказывается, что он бывший художник, рисовал картины, а потом пришла перестройка, надо было как то зарабатывать деньги, и он вот стал начальником этой автостоянки. На утро он нас довозит до следующего города, покупает нам билеты, и мы так лихо возвращаемся в Москву. У меня до сих пор его картинка дома висит. А второй смешной случай произошёл, когда я уже одна возвращалась с Запада и на границе я стоплю машину с немцем. И этот немец едет к своим друзьям, которые живут в деревне в Карпатах. Мы с ним разговорились и он говорит: "Поехали со мной, мои друзья чудные люди, они такие гостеприимные и будут очень рады". И вот он привёз меня в эту красивую карпатскую деревню, в такой зажиточный дом. Я первый раз видела настоящий деревенский обычай, что отец с гостями сидит за столом, а вся семья стоит и прислуживает. Они пытаются поить нас, но ни он, ни я не пьём. Хозяин при этом нормально так упивается и ему взбредает в голову следующее: что вот их друг подобрал девку на трассе, а она ему не даёт, значит надо его с ней уложить. В общем, они всячески пытаются нас положить вместе, причём мы с немцем им объясняем, что мы отдельно друг от друга. Они ничего не хотят слушать, у них в голове фишка - немец гость, а значит под него обязательно надо кого-то положить. В конечном итоге, когда они всё-таки нас оставили одних в комнате, немец быстро заснул на кровати, а я в углу в своём спальнике. Утром я подорвалась часов в шесть, аккуратненько собрала свои вещи, оставила записку "Спасибо. До свиданья" и свалила на трассу. Это было так смешно и противно одновременно. Потому, что вдруг ты выясняешь, что у людей, с кем ты вроде нормально разговаривала, стоит такой блок в голове, они вообще ничего не хотят понимать и им нереально что-то объяснить.

DIYclab: А много было мрачных автостопных историй?
Умка: Нет. Я когда одна, мне всегда фартит. Бывают нехорошие случаи только когда ты едешь с кем-то, кто ехать не хочет или хочет куда-нибудь в другое место, или хочет спать, или хочет есть, в общем, хочет чего-то другого. И тогда твоя интуиция не работает. А это же всё держится на интуиции, на очень легком внутреннем чувстве. Хотя я давно уже не езжу, так как завелись деньги. А когда у тебя есть в кармане деньги, я считаю большим свинством ездить автостопом и говорить водиле, что у тебя нету денег.

К сожалению, свободное время заканчивалось, и мы направились назад в клуб-кафе "Лялька", где Умку встретят, как оказалось, около сотни слушателей, которые любят ёё песни и давно ждут этого концерта. Концерт выдался на славу. Умка практически нон-стопом отыграла около двух часов. Она исполняла и старые, всеми любимые песни, и совсем новые из последнего альбома "Ломать не строить". Ей удалось в акустике задать драйв не меньше, чем может весь состав группы "Умка и Броневик" в электричестве. А это ещё раз доказывает, что её песни близки и любимы всеми, вне зависимости от возраста и музыкальных вкусов. Потому, что они написаны и играются от души.


Интерьвью провел SenYa.



журнал ФОНТАРЪ