часть 1 | часть 2
У меня, как и у всех, валялась куча фотографий разных лет и разного происхождения: детские, институтские, хипповые и прочие. Осенью 1987 года, подводя очередные итоги и начиная очередную новую жизнь, я взяла и наклеила их, в художественном беспорядке, в большую клетчатую тетрадь. В следующий раз это произошло году в 96-м, а потом уже эпизодически, да тут и тетрадь кончилась, и пришли цифровые времена. Торчащие там и сям куски старых газет объясняются вот чем: зимой 1987 часть фотографий висела у меня на стене, но так как квартира была съемная, то и инсталляция эта была съемная, наклеенная на газеты, чтобы в случае чего не жалко было отрывать. Так и оторвала, съезжая, вместе с кусками газет, частично подходящих по смыслу.


going... — не совсем помню, откуда, возможно, из какого-то журнала о современном искусстве. Внизу указует перстом мой сын Алеша.

Я в разных видах и временах. В правом верхнем углу — моя школьная подружка Оля Уральская. На нижнем фото рядом со мной — Влад Маугли, это 1986 год.

На даче моих родственников в Турнишкес, под Вильнюсом.

Вверху — на нашей даче в Семхозе; внизу — Турнишкес, с племянницей Лауриной.

Внизу — Нерия, моя вильнюсская подружка, мы с ней очень весело ехали автостопом из Питера в Вильнюс в 1979 году. Говорят, она сейчас в Париже.

Нерия; на пороге Литинститута (сидит Игорь Винов, стоит Леша Григоренко); Нерия, Жильвинас Беляускас и Марюс Пакштас (спиной) на трассе, меня там не было, снимок дареный.

Первый курс Литинститута на том же пороге. Всех помню, кое-кого назову. В первом ряду вторая слева Алена Шугаева, рядом Марика Абуашвили, с правого края Текуса Трускова; в центре — ректор Пименов; во втором ряду восьмой слева Томас Чепайтис, следующий — Юра Кабанков; в третьем ряду первый Илюша Кутик, пятая — Света Василенко; в последнем ряду четвертая слева Нина Садур, на правом фланге — я между литовскими девочками Иреной и Даной.

Там же полтора года спустя. Мы с Томом — эту фотографию я долго носила с собой, и она немножко помялась; снимок случайно удачный, мы смеялись, что его можно публиковать в молодежной прессе за подписью "Разлад". Дальше Винов в двух видах, внизу Марика. Вверху боком приклеена фотография Саши Майорова, он же Ежик или Майорчик. Ежик учился не с нами, а на матлингвистике в МГУ. Интересный был парень, любознательный и судьбоносный: показал мне огромное количество прекрасной музыки и давал переписывать бобины, а потом и вовсе познакомил меня с Ковригой. К сожалению, рано умер.
На другой маленькой фотокарточке — Марика Абуашвили (сейчас она в Сиэтле).

Егор Радов, 1981.

На верхнем снимке среди нас случайно затесался проходивший мимо доцент Власенко. Преподавал что-то очень советское. Именно он потом как-то заблокировал меня в коридоре и игриво сказал: "обэриуточка наша!"

1981. Мы с Егором у меня дома, я болею; внизу — на даче. Какие зайчики, да?

Мы с Алешкой в разное время. На верхнем снимке второе дите — сын маминого сослуживца, консультанта по грузинской литературе Хуты Гагуа и, соответственно, его жены Оли.

Вильнюс. Егор, я, Лариса Левина (Должикова), Макс Левин. Мы с Лариской в старшей школе ходили вместе в ШЮЖ (Школа Юного Журналиста при журфаке МГУ), где не столько учились, сколько дружили и оттягивались; нам, школьникам, "преподавали" юные студенты: Саша Морозов, Боря Минаев, Андрей Максимов, впоследствии — "те самые". А потом она на некоторое время вышла замуж за Макса, и с Максом мы встречались уже в середине 80-х по хипповым делам.

Это я, еще с родителями, путешествую по Золотому кольцу.

Редкий кадр: Егор с Алешкой на даче. Очень мне нравился этот снимок. Внизу — Алеша среди детей в спортивном санатории "Искра", куда мы с ним часто ездили.

На даче. Справа — сосед Алеша Круглов (он рано и странно погиб — в армии) и лучший друг Егора Миша Росляков.

Внизу — первая Алешкина фотография.

Вверху — у меня дома на Малой Грузинской, 1984; внизу — Нида (Литва, Балтийское море), 1985.

Мы с Лехой (тогда еще Алешей) на даче в Семхозе (под Загорском), лето 1982; папа с Егором сажают "Алешин" дубок, тогда же; Алеша с книжкой детских стихов Хармса (у Риммы на Безбожном, 1984).

Вверху — Алеша очень маленький, внизу — 1986, дача (Семхоз).

Возле нашего дома на Малой Грузинской, 31. Снимал Егор.

Вверху — мы на даче (снимала мама); внизу — Алеша на Шлюзах (Карамышевская набережная), мой день рождения (1995), рядом — я на лавочке в Ниде, 1985 (снимал мой дядя Даниэлюс Тодесас).

Игорь Сталкер. Один из первых, кто играл со мной на гитаре и басу (в середине 90-х). Помер, к сожалению. Снимал Петя Мудренов.

Аркадий "Гуру" Славоросов. Заголовочек "в тему" — из газеты, на которую были приклеены фотографии (лет за 20 до его смерти в 2005).

Вовка Кожекин. Снимал Петя Мудренов.

Художник Сергей Шутов — наверху в древнехипповом, внизу в "современном" (1986) авангардном виде.

Мы с Димой Царевским (1996), на заднем плане Ирка. На Дебаркадере (был такой клуб, пришвартованный к набережной Москвы-реки).

Знаменитый вечер Хармса в музее Маяковского, зима 1986. На стенах — выставка Шутова с цитатами из Хармса. Меня позвали к музейному начальству и сказали: "Выставку придется снять". — "Ну что же, — сказала я храбро, — тогда вечер придется отменить". До сих пор горжусь этим эпизодом.

Москва, осень 1986, я только что из Азии, Сид (рядом со мной) — после своего приключения "4 км до границы", рядом Пикассо, Саша Тутси, стоит — Федор. Внизу: тогда же, слева Людка Судзуки из Питера (эту шаль она мне потом подарила), справа Саша Тутси.

Вверху: Юра Новоселов (Рига, 1979, до нашего знакомства); боком — Сид; внизу — Аркаша Гуру.

Вверху: Дан Каменский, Андрей Бондаренко и я в мастерской Ильи Ермакова, 1996. Внизу — Руслан Индеец на моем дне рождения, Шлюзы, 1995.

Вверху — Нил Кэсседи (удостоился быть кооптированным в пиплбук), чей-то дорогой по тем временам подарок; внизу — Аркаша Гуру.

Вверху — мы с Сиропом и Ришелье на Тверском бульваре, осень 1986; внизу — с Вовкой Орским и Гаврилой на квартирнике, день рождения Саши Пенькова, декабрь 1995.

Вверху слева — Руслан Индеец, Шлюзы, 1995; справа — Леша "Винкль" Ноздрин (одно время играл с нами на бубне) в мастерской Ильи Ермакова, 1996. Внизу, как явствует из надписи — 12 октября 1986, сейшн у Чапы, за мной сидит Сид.

Москва, 1996: вверху — мы со Смитом (он сейчас живет в Праге) и Вовкой Орским на квартирнике; внизу — с Лехой на Дебаркадере.

Вверху — Вадик Киномеханик с Крошкой, Питер, около 1986; внизу — мы с поэтом Алексеем Парщиковым и Таней Филатовой, около 1985.

Вверху — у Чап (снимал Сережа Чапнин), 1986; внизу — квартирник в Питере, 1996, с Пашей Пичугиным и Ваней Жуком.

Вверху — хармсовский вечер в музее Маяковского 27 января 1986: на трибуне я, справа Мариэтта Чудакова и Константин Кедров. Внизу — октябрь 1986, сейшен у Чап; позади — Влад Маугли.

Симеиз, август 1995, снимал Петя Мудренов (он на фото в центре). Верхняя фотография отмечена — я выбрала ее для оформления нашей первой кассеты "Дожили, мама" (1997).

Вверху — я около 1970; внизу — Алеша окло 1984, снимала моя мама.

Москва, 1985, авангард и все такое. Художник Никола Овчинников раскрашивает Таню Юшку, дабы приложить ее к холсту и посмотреть, что получится.

Москва, 1984, я веду поэтический вечер. Вверху — я с Алексеем Парщиковым; внизу — Алексей Парщиков и Александр Еременко.

Алеша, весна 1995.

Вверху — сейшен у Чап, октябрь 1986,снимал Сережа Чапнин; внизу — на даче в Семхозе, июль 1987, после Гауи (снимала мама); Нида, 1985 (снимал мой дядя Даниэлюс Тодесас)

День рождения Дана Каменского в мастерской Ильи Ермакова на Сретенке, 16 декабря 1996. Сталкер, Паша Пичугин, Дан; Сталкер, я (в температуре), Диоген; Сталкер, Паша Пичугин.

Вверху — ноябрь 1986, сейшен в Манеже (тот самый, на котором меня впервые вытолкнули на сцену, и я спела кусок "Автостопного блюза", пока начальство не спохватилось отключить аппарат). Лохматый человек в центре носил прозвище Совдеп; рядом — Оля Чукча; между ними внизу, возможно, я; на заднем плане — Чапай (там-то мы с ним и стусовались). Внизу — мы с Понькой у Чап после записи "Эх, пипл!", 1986, снимал Сережа Чапнин; рядом случайный кусок тогдашней газеты

19 апреля 1995, Шлюзы. Вверху: Руслан Индеец; Леха; внизу — Руслан с Олей Арефьевой.

Вверху — мы с Понькой на записи "Эх, пипл!" (у Чап, 1986, снимал Сережа Чапнин), в тарелочке — мороженое с вареньем; внизу — февраль 1982.

Москва, 1986 или 85. Вверху — Сироп, Кошка, не помню кто и Поня; внизу — Поня.

Вверху — Понька; внизу — я, Инка (Понькина жена), Понька. У Чап, 1986, запись магнитоальбома "Эх, пипл!", снимал Сережа Чапнин.

Вверху — Загреб 1995, конференция по русскому авангарду. Жан-Филипп Жаккар, я, Александар Флакер. Внизу — там же (забыла, как зовут подругу, в Москве посмотрю в дневнике)

Вверху — хармсовский вечер в музее Маяковского, 1986. На трибуне — В. Глоцер, слева Дуня Смирнова, справа Мариэтта Омаровна Чудакова.

Вверху — Гауя 1985 (меня там не было), второй справа Иштван львовский, третий — Чапай. Внизу — Алеша, Подмосковье, 1994.

Знаменитая фотография, она у меня на развороте "Рая для инвалидов". Февраль 1986, флэт на ул. Новаторов в Питере. Дима Колмаков привез шикарные краски, и мы раскрасили унылые темно-синие обои съемной квартиры. "Дыши" написал Дима. "Psychedelic revolution", а также горящие и падающие буквы "California" и весь этот кусок — разумеется, моя работа. На этом снимке — Вадик "Физик" Козакевич, Фрэнк, Кэт Питерская (барабанщица), я уже уехала. Снимал Сережа Чапнин. Очень скоро этот флэт накрылся и всех с треском оттуда выгнали.

Шлюзы, 19 апреля 1995. Верхнее фото отмечено крестиком, я выбрала его на обложку кассеты "Дожили, мама". Внизу — Оля Арефьева, снимал Дима Силявченко (надо признаться, фотография отличная).

Флэт на ул. Новаторов, февраль 1986, снимал Сережа Чапнин, на диване лежит Китти. Медальончик с видом из окна — мой (на самом деле овал был совершенно ровный, это его широкоугольник исказил), я гордилась этой картинкой; цитата из БГ тоже моя, тут гордиться особо нечем; а вот цитату из Введенского ("чтобы было все понятно надо жить начать обратно") написали уже после моего отъезда, начитавшись оставленных мною машинописных копий, и когда Чапа привез мне эти фотки, я поняла, что живу не зря.

Верхний снимок я сделала по дороге через Венгрию в Хорватию в 1996 году. Со столбиком "Coca-cola" вдалеке — целая притча. Когда я ехала туда, было жарко, страшно хотелось пить, я довольно долго шла пешком, надеясь, что под этим столбиком дают водичку, а это оказалась просто реклама. На обратном пути моросил прохладный дождь и пить не хотелось вовсе, но аккурат возле этого столбика меня высадила симпатичная молодая пара и презентовала мне на дорожку двухлитровую запотевшую бутылку этой самой кока-колы, которая мне уже была совершенно не нужна. Нижний снимок сделал Петя Мудренов по моей просьбе в Симеизе летом 1995 года, тоже, в общем-то, готовая обложка.

Сергей Чапнин собственной персоной, где-то на трассе, наверное, году в 87-м. Ныне батюшка и отец троих (если не ошибаюсь) детей.

Саша Ришелье учит моего сына показывать два пальца, осень 1986. Я тогда поссорилась с отцом и некоторое время домой не возвращалась, но к ребенку в сад приходила и забирала его гулять (с друзьями). Гордиться тут решительно нечем.

Вверху: запись альбома "Эх, пипл!" у Чап, ноябрь 1986, с Инкой и Понькой. Внизу: 6 сентября 1986, хипповая выставка-демонстрация на Арбате. Я-то прошла мимо и ушла, а многие остались и до сих пор вспоминают, каких страшных пиздюлей получили, когда пришел ОМОН и запихал всех в автобусы. Возможно, это была все же провокация. Среди тех, кто держит картины, можно различить Олю Чапнину и Свету Конфету.

Вверху: 19 апреля 1995, Шлюзы, слева от меня Ира Кржепицкая (живет в Израиле). Внизу слева: Симеиз 1996, с Виталиком Шкипером из Донецка. Справа — 19 апреля 1995, Шлюзы, с Сережей Доктором.

Вверху: я и Поня у Чап, осень 1986 (снимал Сережа Чапнин); внизу — Гоголя, зима 1986, слева Паганель. Очень холодно.

Львовские: Ростик, Вишня. Начало 80-х.

Вверху и в середине — львовская тусовка, внизу — Шутов. Все три фотографии — до нашего знакомства (видимо, начало 80-х).

Вверху — музей Маяковского, декабрь 1995, чьи дети и почему — не помню, надо в дневнике посмотреть. Внизу — Загреб, май 1994, среди участников конференции "Понятийник русского авангарда", справа "последний футурист" из Тамбова Сергей Бирюков (ныне проживает в Германии). Снимал Петя Мудренов.

Вверху — посиделки у Гриши Забельшанского после хармсовского вечера в музее Маяковского, январь 1986: не помню кто, Шутов, я и Гриша. (Гриша — тот самый человек, который через десяток лет famously задал вопрос на моем "последнем докладе", где я сожгла бумажку, путем сжигания в той же пепельнице своей бумажки). Внизу — тот же вечер, слева стоит В. Глоцер, слева от трибуны я, кто на трибуне — не помню.

Путевые фотографии из моих поездок на хорватскик конференции "Понятийник русского авангарда": Загреб май 1995, Будапешт май 1996 (в 96-м я ездила туда автостопом, на радость филологам).

8 декабря 1986, сейшен памяти Леннона в ДК на Автозаводской. Фотографии прислала тогда же Наташа Смоленская, напечатаны они зеркально, поэтому все как будто левши. Справа внизу — Малая Грузинская, зима 1994.

Рисунок Кожекина, сентябрь 1995

Записки из зала. 1996

Вверху — Антон Зарицкий ("Европейский", он же "Индеец") и мой сын Алеша — у Антона на даче весной 1995; Руслан "Индеец" на моем дне родения на Шлюзах, 19 апреля 1995. Внизу — Будапешт, весна 1996 (я снимала по дороге автостопом на конференцию в Хорватию).

"Lennon party" в ДК на Автозаводской, 1986. Вверху — в центре кадра дальневосточный панк Гера (впоследствии "Челюсти") , один из адресатов песни "Господа пункера", справа от него Тони Одесский. В середине с гитарой — Пит. Внизу — Достоевский и Майкл Крэйзи. Снимала Наташа Смоленская (зеркальный негатив).

Квартирник в Питере, осень 1996. Внизу — Волос (наш тогдашний басист из "питерского состава"), справа от него Китти.

Вверху — мы с Понькой на записи "Эх, пипл!"; внизу — я у Чап (обе снимал Сережа Чапнин); Алешка на "Леннон-парти" (снимала Наташа Смоленская)

Пушкинская, 10, зима 1993, у Славы Задерия. Внизу — Задерий и Айгуль. Снимал Вадим Козакевич (некогда Вадик "Физик").

Вверху — Кирилл Преображенский, 1986; две другие — Леннон-парти, на верхней узнаю Лешу Малыша (в глубине, кучерявый), Валеру Волчонка (крайний справа); внизу — Тони Одесский, слева от него Алешка на плечах, очевидно, у Сиропа.

Симеиз, август 1995, Петя Мудренов.

Леннон-парти на Автозаводской. Вверху — на сцене Папа Леша; внизу слева — Сироп с Алешкой. (Снимала Наташа Смоленская, зеркальный негатив).

Сейшен на Дебаркадере, январь 1996. Впереди Мама Ира, Хоббит, я; позади — Леха, Злыдень, его жена Настя, между ними не помню кто. Собственно, про этот концерт Злыдня — песня "Бери комбари" (сочиненная по случайности в день его смерти). Снимал Петя Мудренов.

Скамеечка на Гоголях, зима 1986, слева от меня Паганель.

Симеиз, август 1995. Вверху — с Петей Мудреновым, только что слезли в поселок по отвесной скале (не там, где скалолазы висят, а сбоку) с Кошки и очень горды собой.

Леннон-парти на Автозаводской, снимала Наташа Смоленская (зеркальный негатив).

В середине — Олег Коврига на дне рождения Оли Арефьевой (Коломенское, 21 сентября 1997); остальные — моя последняя обэриутская конференция, Музей Маяковского, вверху — с С. Бирюковым, внизу — Сергей Бирюков читает стихи (снимал П. Мудренов); в середине слева — Петя Мудренов, снимала, очевидно, я.

Вечер ОБЭРИУ в Музее Маяковского 27 января 1986. На стене картина Шутова, на трибуне Владимир Глоцер, рядом стоит в майке с картинкой Дуня Смирнова — увлеченная школьница, поставившая с одноклассниками спектакль по Хармсу.
Внизу — мы с Понькой на записи домашнего альбома "Эх, пипл!" у Чапниных на Планерной 8 ноября 86, снимал, как и всю эту серию, Сережа "Чапа" Чапнин.

Весна 95, Леха и Антон "Европеец" на даче у Антона.
Внизу слева: мы с Лехой в Царицыно на 1 июня 1996; справа — те же на "Ленноновском сейшене", 1986.
Сбоку контрольки с пленки, отснятой в Загребе на одной из конференций "Понятийник русского авангарда": Жан-Филипп Жаккар и Александар Флакер.

"Ленноновский сейшен" 8 декабря 1986 (зеркальная печать с перевернутого негатива): на верхнем фото справа Силя (в очках), на нижнем мы с Лехой.
Внизу: сейшен в "Курчатнике" (Московской "Рок-лаборатории") 20 декабря 86. Заслоненная микрофоном отплясываю в зале я, в самодельной хламиде из перегнутого пополам сюзане с прорезью для головы. Впоследствии, увидев меня в этом прикиде, Аркаша Гуру сказал: "Да, я бы в таком на улицу выходить не решился". (Я очень гордилась этой высокой оценкой). События этого вечера описаны в песне "От роддома до дурдома".

Михась в Таллине (фотография дареная).

Вверху — фотографии с записи "Эх, пипл!" 8 ноября 87, внизу какой-то билет из "Курчатника".
часть 1 | часть 2