Умка снова в Израиле
Позитив, ум, откровенность, простота, свобода, глубина, жизнь, драйв, мелодичность, неожиданнвая игра словами, понятиями и цитатами, снайперски точные и емкие строчки, которые начинаешь цитировать, личное обаяние, внутренняя интеллигентность и, конечно, настоящий рок-н-ролл. Все это надо не просто складывать, а перемножать, и тогда получите представление о песнях Умки - Ани Герасимовой - в полном объеме. По каждому из этих параметров кто-то может ее превзойти. А по тому, что получается в итоге, - кажется, никто.
Диапазон жизни Ани - от Литинститута и семейной гавани до хипповской "системы" и путешествий автостопом, от диссертации, переводов и статей до уличного пения, а диапазон лексикона ее песен - от безупречного литературного языка до сленга. В ее песнях - смесь из русской литературы "Серебряного века" и американской психоделии 1960-х, Хармса и битников, цитаты и образы могут неожиданно браться с самых разных "полочек" в голове, песня начинает действовать уже помимо слов, и "сносит крышу" - довольно частая реакция у вполне трезвого слушателя. А цепляющие мелодии не дают песням просто так выскочить из головы.
Сама Умка, будучи профессионалом в литературе, зачастую относится к своим произведениям иронично и называет их "песенками" или "телегами". Никаких особенных музыкальных открытий у нее нет, используются обычные стили живой музыки - блюз, реггей, рок, психоделия а-ля Grateful Dead, "песни под гитару", еще с полдюжины других стилей. По сути, она стоит над стилями, относясь к ним как к условностям. Эти стили сегодня не в моде, поэтому музыка Умки и "Броневичка" (так называется ее группа) не может конкурировать на рынке с "раскрученными" исполнителями; при идеальном слухе ее голос - хоть и чистый, но с "неправильным" тембром и не всегда послушный - тоже не всех привлекает с первого раза. Может быть, это, а может быть, ее совершенно антикоммерческий подход к своему творчеству являются причинами того, что ее песни пока не слушает и не напевает каждый третий. Не говоря уже о "раскрутке" на радио и ТВ - слишком непохоже то, что она делает, на тамошние правила игры и стандарты шоу-бизнеса. Ну где это видано - заботиться о низких ценах на билеты, чтобы все смогли пройти (вплоть до "халявы"), в то время как денег на выпуск дисков и другие необходимые вещи катастрофически не хватает...
Несмотря на то что Умка начала петь свои песни "на людях" лет пятнадцать назад и они уже тогда стали хипповским фольклором, только в последние несколько лет у нее появился профессиональный подход к концертам, студийным записям и аранжировкам. В этом ей помогает группа "Броневичок", в особенности гитарист Боря Канунников. Они записывают несколько (!) замечательных альбомов в год из новых и старых песен, а в этом году выпустили альбом "Заначка", состоящий только из нового материала.
В Израиль Умка приезжает за последние два года уже в третий раз, а "Броневичок" - во второй. У нее нет жесткой концертной программы, она может исполнить на концерте практически любую из своих двухсот с лишним песен, но предпочтение отдается новым песням и хитам. Двух одинаковых концертов не бывает.
В этот раз Умка с ее группой выступят 18 ноября в тель-авивском клубе "Барби" (ул. Кибуц Галуйот, 52). Начало концерта в 21.00.
Послушайте Умку. В ее песнях есть та очень простая и главная сила, которая превращает камни в цветы.
Михаил Ю. [(Юцис)] ("Нон-стоп" (Израиль), 16-22.11.2001)