А: А в искусстве, в музыке как правильно найти соотношение формы и
содержания?
(Вот, думаю, тут что-то заумное выдаст - литературный институт как-никак,
переводы, статьи, преподавание. Эх, должно же проявиться: "С точки зрения
банальной эрудиции :")
У: Насчет правильности я не знаю, не могу считать свои взгляды единственно
правильными, да и вообще, не мое это дело - задумываться над такими
глобальными вещами. Мне кажется, форма - это и есть содержание, ну и
наоборот. Чтобы мне понравилось некое произведение (в частности, наше
собственное), в нем должен быть некий иронический баланс между формой и
содержанием, чтобы они как-то подмигивали друг другу, менялись ролями.
Только не переигрывали, вели селя прилично. Тогда будет то, что ты назвала
"красиво", т.е. "прекрасно".
На самом деле я не знаю, как найти соотношение, я никогда об этом не
задумываюсь, все получается само собой. У меня есть некие приоритеты в
литературе (поэзии в частности) и музыке (т.е. рок-музыке):
А: А можно немножко расшифровать?
У: Что именно?
А: Насчет приоритетов.
У: Ну да, я как раз собиралась. Все довольно примитивно. Мои любимые
поэты - Введенский и Мандельштам, Ходасевич тоже. А любимая музыка -
не-мейнстримовый рок 60-х - 70-х годов: Velvet Underground (и сольный Лу
Рид, когда он ведет себя по-человечески), Kinks, Grateful Dead (и всяческий
Гарсия), Creedence, ранний Pink Floyd (и сольный Барретт), ну и т.п. Я вот
сейчас задумалась: считать ли музыку формой, а тексты содержанием? Нет,
наверное: И у музыки, и у текстов есть форма и содержание (или отсутствует:)
Эх, не буду умничать. Во всяком случае, про собственные тексты знаю
наверняка, что это не поэзия, а тексты, и без нашей музычки они не
существуют.
А: А как ты это знаешь? Как ощущение?
У: Ну, вроде того. Я же профессиональный литератор, знаю цену слову
и лучше разбираюсь в буквах, чем в нотах.
А: А что тебя как литератора раздражает в том, что ты слышишь вокруг в виде
букв и звуков?
У: Я стараюсь не слушать того, чего не хочется слышать. У нас нет ни ТВ, ни
радио. То, что доносится из ларьков и слушают водители в машинах, иногда
гомерически смешно, прямо вылазишь из машины и покатываешься со смеху. Но
если бы я жила где-то, где бы постоянно играло такое радио, я сошла бы с
ума, наверное, или убила бы кого-нибудь. Иногда раздражают довольно
неожиданные вещи, например, я недавно была у родителей, а там включен
телевизор, и по телевизору передавали оперу "Севильский цирюльник". А я
что-то делала полезное и не могла уйти. Вот было мучение, должна доложить.
Опера вообще одно из самых неестественных изобретений человечества.
А: Ты, наверное, хотела бы жить в будущем?
У: Почему в будущем?
А: В мире без оперы...
У: Нет, нет. В будущем ни за что. Вот в прошлом, лет тридцать - тридцать
пять назад, и при этом немножко в других местах - это да. Судя по тому, как
сейчас развивается популярная музыка, в будущем нас ничего хорошего не ждет,
если только люди вовремя не сообразят, что возгонка высоких технологий еще
никогда ни к чему хорошему не приводила. А опера будет всегда, и пусть
будет, это просто у меня такой изъян, что я категорически не могу слушать
классическую музыку.
А: А когда он появился, этот изъян?
У: Подозреваю, что сразу. Меня в детстве учили играть на пианино -
"пианинкой мучили", как сказал о себе один приятель - и ни к чему хорошему
это не привело. Ну другие у меня уши. Или это не уши, а какие-то другие: как
их: чакры. Хе-хе.
А: Ты переводила "Бродяг Дхармы" Керуака...
У: Было дело.
А: Это я по поводу чакр вспомнила. А вообще к йоге как относишься?
У: Очень практично, как и ко всему остальному. Я уже двадцать с лишним лет
каждое утро совершаю некоторый набор упражнений (без фанатизма и теории - не
мое это опять же, дело), и мне кажется, что это очень полезная вещь. Как
говорит опять же другой мой приятель - если пряжку ремня начищать каждый
день, она будет блестеть. Только надо делать это каждый день. Я скромно
полагаю, что для своих сорока лет выгляжу и чувствую себя немножко лучше,
чем тетеньки этого возраста. Хотя это не панацея, конечно: вон же волосы все
равно выпали, несмотря ни на какую йогу.
А: Хорошо бы еще о молодежи немножко поговорить - в формате журнала.
У: О какой молодежи? Вообще? Я тут недавно прочла книжку Всеволода
Гаккеля, воспоминания. Нахожусь под большим впечатлением от глубокой порядочности
и честности этого человека, о котором я раньше знала довольно мало (мы, к
сожалению, не знакомы). Так вот, он там пишет: "я не люблю слово "молодежь",
и то, что я делал, никак нельзя назвать работой с молодежью; я только
старался встать вровень с ними и делать то, что было бы интересно и мне, и
им". Цитирую по памяти, не дословно, но смысл такой. Мне неинтересно
общаться с такой "молодежью", которая "фанатеет" и смотрит на меня, как жена
в какой-то райкинской антрепризе, "Ы! - открыв рот". Мне интересны люди, с
которыми можно общаться на равных. И таких среди наших друзей очень много.
Друзья - это те, кто ходит к нам на концерты. Я не хочу, чтобы они были
"фанатами" или "поклонниками", это унижает человека, и того, кто кланяется,
и того, кому кланяются и на ком фанатеют. В нем перестают видеть человека.
Или ты имела в виду музыкальную молодежь?
А: Да, я имела в виду следующее поколение.
У: А что, нормальное поколение. Предыдущее, промежуточное между мной и ими,
было каким-то менее благополучным. Есть, конечно, всякие идущие туда-сюда (я
об этом мало знаю, мне только рассказывали о них, но, по-моему, это ужасно
смешно). Правда, Владимира Сорокина я тоже терпеть не могу, но не уничтожать
же книжки. Можно уничтожить лично автора: Шучу, шучу. Уж очень я его не
люблю.
А: А что любишь? Что хотела бы сделать, увидеть? Почувствовать?
У: У-у. Многое. Практически все. Мне невероятно нравится сам процесс жизни,
и совершенно не хочется, чтобы он заканчивался. Очень хочется везде
путешествовать, видеть невероятных бабочек и огромные цветы, плавать по
фантастическим морям, бывать на чудесных концертах, устраивать какой-то
огромный кайф для всех, например, большие бесплатные концерты с раздачей
подарков. Вот такие вот у меня запросики.
А: А какие-нибудь эксперименты уже проводились? Перформансы, например?
У: Между прочим, как ни смешно, да. Когда я была "молодым филологом" и
страстно занималась обэриутами, мы устраивали такие сейшена, похожие на
обэриутские вечера 20-х годов: с джазом, авангардными выступлениями. Я
делала там дурацкие доклады с элементами абсурда, чтоб не скучно было. А
сейчас, как только нарисовываются неподалеку чьи-нибудь деньги (своих у нас,
увы, пока мало), мы устраиваем большие бесплатные концерты. Раньше было
проще, я вообще вначале играла только бесплатно, в смысле с бесплатным
входом. Человек, прошедший на концерт бесплатно, значительно счастливее
того, который заплатил, и атмосфера в зале совсем другая. Потом можно
собрать деньги в коробку или пакет, кто сколько хочет, тот столько и дат.
Была бы моя воля, я бы только так и делала. Но, к сожалению, группу надо
кормить, поэтому приходится играть по клубам на общих основаниях. Правда, у
нас все равно вход дешевый и список безразмерный.
А: А вот за границу - зарабатывать или гулять ездишь?
У: Да и то, и другое. Отчего бы не спеть людям, если они хотят послушать, да
еще и денег дать. Мы так играли в Берлине, в Париже, в Лондоне. Только в
Израиль ездили на "настоящие" гастроли. Деньги есть - можно гулять
значительно продуктивнее: Но, кстати, когда денег не было совсем, я тоже все
время ездила, в том числе за границу, иногда вообще без гроша в кармане.
Стопом, естественно.
А: Где тебе больше всего понравилось?
У: Трудно так сразу сказать. Я очень люблю Берлин, он похож по ощущению на
Москву. Люблю Загреб, город-тортик, я туда ездила на конференции по
авангарду. Весной мы с Борей побывали в Англии, и нам настолько понравилось,
что вернулись, поболтались месяц и тут же свалили опять, пока виза не
кончилась. Нельзя сказать, что мы от этого разбогатели. Зато Лондон,
Кембридж: даже в Шотландию умудрились съездить. Правда, автостопа в Англии,
как нам показалось, нет, но, может, просто не повезло.
А: Два уточнения: Боря - это...
У: Это наш гитарист Боря Канунников.
А: И насчет везения.
У: Насчет стопа? Перлись пешком целый день, под конец плюнули и сели на
поезд. Довольно позорная история, а что делать?
А: Позорная - в смысле не удалось пойти на принцип?
У: Довольно глупо ходить на принцип, когда есть деньги на поезд. Смешно,
конечно, сломаться в сердце цивилизованного мира, после того как с честью
пройдены самые глухие трассы родной и неродных стран:
А: Ты, наверное, свою жизнь рассматриваешь как дорогу.
У: Знаешь, есть такой анекдот. Умирает старый раввин, вокруг столпились
ученики, спрашивают: "Ребе, что такое жизнь?" - "Жизнь - это фонтан". "Ребе,
а почему фонтан?" - "Ну, НЕ фонтан:"
Из пресс-релиза:
Умка (Аня Герасимова) родилась 19 апреля 61 г. в Москве.
Самые ранние из исполняемых песен относятся к 86-87 гг, но только с середины
90 -х. Она выступает с группой, которая с 97 г называется "Броневичок". Первое
время состав менялся, пока не сформировался в настоящем видеdd>
Борис Канунников - гитара
Михаил Трофименко - бас
Борис Марков - барабаны
Денис Дудоладов - гитара
Игорь Ойстрах - гармошка
Мария Рабинович - скрипка
Павел Фрейчко - клавиши
Полноправный член (ухо) группы - Алексей Зиновьев (звукорежиссер)
Ещё одно "ухо" - Д.(*) Сурвилло (студия MYM)
Альбомы(**):
96 - "Как вставит", "Вся любовь"
97 - "Бим или Бом"
98 - "Компакт"
99 - "Командовать парадом", "Умка без Б."
00 - "Кино из одуванчиков"
01 - "Лондон", "Концерт в к-т Улан-Батор", "Заначка"
Комментарий У.:
* - вообще-то, Янис
** - тщательнее надо