Умка и "Броневичок" много выступают на клубной и концертной сцене Москвы и других городов, неоднократно участвовали в различных фестивалях. По стилю и саунду группа тяготеет к американскому и британскому гитарному року 60-х - 70-х гг., активно экспериментируя с его наследием: от жесткого ритм-энд-блюза до безразмерной психоделии. Среди приоритетов - Grateful Dead, Kinks, Velvet Underground, ранний Pink Floyd. Полная дискография Умки, включая самоделки и бутлеги, перевалила за три десятка, "официальных" релизов (изданных в основном на "Отделении Выход") - около половины от общего количества. Репертуар полностью состоит из оригинального русскоязычного материала (слова - Умка, музыка - Умка и "Броневичок"). Умка, она же Аня Герасимова, известна, с одной стороны, в совершенно разных ипостасях, с другой - совершенно разным слоям публики и с совершенно разных сторон. Кто-то знает её как филолога, переводчика и литературоведа, автора диссертации "Проблема смешного в творчестве обэриутов", а также многих других научных трудов, кто-то помнит хипповую девочку с гитарой, поющую для своих. Однако уже тогда, лет 15 назад, её самодельные, всегда бесплатные кассеты необъяснимым образом расходились по всей стране. С их копий делали множество других копий и т.д. Совсем недавно в клубе "Форпост" ко мне подошёл солидный, очень респектабельный джентльмен с запонками на дорогом костюме. "А кто такая Умка?" - спросил он меня и скупил при этом весь имевшийся в продаже клуба (весьма широкий) ассортимент её кассет и компактов. Сущность настоящего искусства неопределима, она всегда ускользает от определений, она может быть там, где, на первый взгляд, вообще ничего нет. Её невозможно приравнять просто к высокому мастерству, профессионализму, каким-то конкретным данным. Но это всегда некий бьющийся, пульсирующий нерв, цепляющий за самое живое


В. Вы по-прежнему остаётесь "Рыцарем образа жизни"?



В. С чем связаны столь кардинальные перемены в Вашем творчестве? Был нормальный рок-н-ролл, блюз, и вдруг бац, такая психоделика?


В. А потом?



В. И давно начались эти экскурсы?



В. Вы разделяете эти темы?



В. Почему Вы полагаете, что только бесплатный концерт даёт почувствовать настоящую свободу?


В. Вы могли бы сказать, что берёте за образец какие-то западные культурные явления?



В. Вам нравилась когда-нибудь переводческая деятельность?


В. Может быть , контркультурном?


В. Так где же выход из всего этого?


В. Свобода стоит того, чтобы ради неё чем-то жертвовать, в чём-то себе отказывать?


В. Ну, есть же золотая клетка, например?

- Не знаю, никогда не попадала туда, не встречала ни одного золотоклеточника. Ни того, кто сидел в этой золотой клетке, ни того, кто хотел бы его туда засунуть... У меня всё совсем не так вышло. Я же не то что вот решила в 10-м классе, что мне надоел социум, бросила всё, схватила гитару и пошла на бульвар. Во-первых, я всю жизнь песни сочиняю. Во-вторых, я литератор, училась в Литинституте, защищала диссертацию про обэриутов, все это знают, это общее место. Но мне очень всегда хотелось на сцену, я всегда очень любила всяческий рок-н-ролл и, конечно, честолюбие тоже не даёт покоя. Потому что это не очень интересно, когда ты пишешь статью, а потом через много лет выясняется, что кто-то когда-то её читал и прикололся. Гораздо приятнее выйти на сцену, бабахнуть, сразу все хлопают, отдача моментальная.

В. Насколько вообще для вас важно само понятие свободы?


В. Вас не смущает, что на концерты приходят в больших количествах совсем маленькие мальчики и девочки?



В. 1618 лет - столь юный возраст, подходит ли он для того, чтобы пребывать в изменённом состоянии сознания?

- Для этого любой возраст годится, хоть 80. Но я на себя ничего не беру, я не гуру. Не гуру ни в коем случае, есть у нас другие любители повещать. Я только иногда начинаю разъяряться и тогда говорю то, что думаю. А так я вообще очень аккуратно разговариваю..
В. А филологи, как вы думаете, грубые люди?

Свобода - это дуновение вечности, это кусочек рая.

В. Тогда почему она в какой-то момент "выходит боком" или "встаёт раком", ведь было такое в ваших песнях?


В. А свобода и анархия - это близкие вещи?


- Анархия - очень смешная вещь. Анархия пытается подвести политическую платформу под свободу. Анархисты - милые ребята, у меня есть друзья анархисты. Но когда начинается вот эта вот "партия анархистов", в которой есть какой-то вождь уже, то получается очень глупо. Ведь анархия - это когда ты вообще никому не подчиняешься, и всё. Опять же, никому не подчиняться - довольно глупо. Допустим, у кого-то есть маленькие дети и эти маленькие дети вдруг станут анархистами, то человеку можно вешаться или топиться. Им говорят: "ложитесь спать", они говорят "нет, не хотим", или там: "есть идите" - то же самое, или начинают об стенку головой биться , опять же.


В. Ну, разве хиппи не так поступают, разве они не похожи на детей, играющих на проезжей части?


- Я за то, чтобы голову на плечах иметь всегда. Вот, например, эти девочки у меня на концерте, которые начали лизаться. Да делайте что хотите, хоть на голове стойте, только уйдите с глаз долой, меня же тошнит, мне же противно.

В. А подчинение не насильственное, подчинение по желанию, по любви, оно нарушает свободу?


- Я бы назвала это не подчинением, а сотрудничеством.


В. Как Вы полагаете, это разные вещи - жизнь личная и жизнь на сцене?


- Нет, это одно и тоже. Но моя личная жизнь как единицы воспроизведения - это совершенно мое личное дело... И я могу лишь повторить по этому поводу, что меня не интересуют эти грандиозные атаки пустоты на человеческое сознание, которые пытаются отвлечь человека от его личных проблем, чтобы человек не задумывался, а надо ли ему 30 лет ходить на одну и ту же скучную работу, просиживать задницу, все свои лучшие годы отдаёт не понятно чему и не понятно кому. Чтобы он не задумывался о том, что он винтик, а чтобы он хотел быть как можно более лучшим, успешным, удачным винтиком и похожим на винтики в стране Америке.


В. Сейчас у нас в стране многие ненавидят Америку, всячески поносят всё американское, вы же по-прежнему продолжаете любить и исполнять традиционную американскую музыку...



В. Как бы Вы могли это другим объяснить, что такое американская культура, американская эстетика, в высоком смысле этого слова?


- А я всем советую взять вот этих четырёх авторов или пять, которых я назвала, и внимательно их послушать. Вообще я не формулировщик. Я поэтому и ушла из всей этой филологии, потому что мне отвратительно давать определения. Определения - это когда ты берёшь одни слова и с помощью них пытаешься объяснить другие. Не, это почувствовать надо, это такое ощущение. Американская музыка выросла на блюзе. Америка построена на костях индейцев, на костях негров, которых туда привезли. Всё это там ощущается. Там невероятный ритм идёт, который имитировать невозможно. Поэтому очень смешно, когда русские музыканты начинают пытаться играть аутентичный блюз. Всё равно чёрным ты не станешь, вот как ты не выкрутись наизнанку, всё равно не станешь чёрным. Впрочем, это довольно скучные узкопрофессиональные проблемы.


В. Ну а как вам кажется, когда на русской почве играют русский рок, что из этого получается?


- Хреново получается. Как и всё, что делается в России. У меня с русской душой слабо, у меня её как-то мало. То есть я очень уважаю некоторые проявления русской души, в частности, русскую литературу, и народная музыка тоже бывает классная. Но что касается местного рока, я к нему довольно критично отношусь. Хотя жить могу, наверное, только в Москве. Я люблю западный рок, и попытки сплавить его с русской песенной традицией лично мне не интересны. Мы не играем "русский рок", мы играем западный рок. Но делаем это на хорошем русском языке. Есть вещи, которые умеют делать только американцы. Вот нормально сыграть рок-н-ролл или блюз, так, как это положено играть, могут только американцы, даже у американизированных англичан получается уже иначе. Конечно, когдаты связанещё и с русским языком - там свои детали, свои проблемы.


В. Быть может, в этой русской специфике есть всё же что-то положительное?


В. Может так показаться, что в Ваших песнях присутствуют и некие социальные темы, например, песня "Я была с моим народом..."



В. Сейчас многие музыканты стараются с помощью привнесения этнических мотивов придать своей музыке некое сакральное значение, вы этим не занимаетесь?



В. Многим всё же показалось, что на последних своих концертах Вы обращаетесь к чему-то очень для вашей группы необычному, не характерному, к каким-то этническим мотивам. На концерте в клубе "Муха" минут 20 показывалось кино, где некие туземцы, стуча в бубны, исполняют некий таинственный обряд, и всё это время им в ритм неистово стучали барабаны "Броневичка".



В. И наконец, расскажите про свой новый альбом.



12 ноября презентация альбома "Рай для инвалидов" в клубе "Свалка", м. Профсоюзная, ул. Профсоюзная, 27/1, 19.00.