ДЫРКА В ЗАБОРЕ
На
старом расстроенном фортепьяно висит напоминалка "Умка, 15:00". Моя
бабушка растерянно качает головой: "Кто такая Умка? Мне всегда
казалось, что это медвежонок..." Медвежонок? При чем здесь медвежонок?
Ах, ну да, конечно, именно с этого все и начиналось когда-то. Только
уже давно при имени Умка меломанам на ум приходит не симпатичный
мультяшный персонаж, а певица Аня Герасимова, она же Умка, и с ней ее
группа "Броневичок", только что выпустившая новый, "примерно десятый".
альбом.
УМКА:
Новый альбом называется "Рай для инвалидов". Мы вообще, как правило,
выпускаем по альбому в год, в лучших традициях: накапливается новый
материал, мы его записываем и издаем. А тут сами песни старые, но
многие из них существовали только на самопальных кассетах. Мы их взяли
и записали заново, современным составом (которым я очень довольна).
Правда, кое-кто предпочитает именно старые, полуосыпавшиеся записи,
из-за так называемой ностальгии.
- А кто предпочитает? Эти самые "инвалиды"?
-
Как правило, какой вариант человек когда-то услышал и полюбил, такой
ему и милее. Тем более если он его услышал в ситуации "подполья": вот,
мол, есть такая Умка, ты послушай, а не из радио или телевизора.
-
На диске есть посвящение: "Инвалидам и ветеранам третьей мистической".
Я, как человек молодой, даже и не знаю, что это такое. Можешь пояснить?
-
Да так, баловство одно... Надо же себя было как-то позиционировать в
том мире, где все было "нельзя". Кстати, словосочетание "третья
мистическая" я услышала от того самого человека, который когда-то меня
Умкой обозвал и вообще занимает очень важное место в моей личной
иерархии.
- Вы с группой много ездите. Какие планы на ближайшее время?
-
Мы как раз сегодня уезжаем в Питер. Давно там не были, года два,
наверное. Раньше у нас в Питере водился так называемый "питерский
состав" - ритм-секция и клавишник, и мы к ним ездили играть вдвоем с
Борей (гитаристом). А потом, по мере укрепления состава московского,
эта тема как-то ослабла и отвалилась. Возить же туда всю группу целиком
- довольно накладно. Но тут нас пригласили на фестиваль какой-то,
благотворительный, в пользу бездомных детей, и уж совсем неудобно было
отказаться. Кроме фестиваля, сыграем два концерта в клубах, может,
окупим дорогу. Вернемся - и сразу через три дня бегом в Сибирь:
Новосибирск, Барнаул, Омск. Вот такое расписание.
- Как ты думаешь, ты уже заняла свою нишу? Или все еще ищешь?
-
Музыкальную нишу мы, наверное, заняли прочно и надолго. То есть мы
прекрасно знаем, что, как и для кого мы играем. Но если о нас узнают с
некоторым опозданием или вовсе не узнают - это не наша вина. Мы же не
"форматная" группа. Мы вполне довольны своей публикой, причем ее у нас
достаточно много, по крайней мере, клубы всегда переполнены, и это при
любительском уровне рекламы и информации.
- А к чему в таком случае вы стремитесь? И с какой целью всем этим занимаетесь уже добрых десять... или пятнадцать лет?
-
Я не могу сказать, что мы ни к чему не стремимся, но наши интересы
лежат вне сферы так называемого шоу-бизнеса. Нам интересно лучше
сыгрываться, учиться понимать друг друга, заниматься звуком, звуками.
Нам интересно держать нашу аудиторию в постоянном любопытстве: а ну-ка,
что они еще отчебучат? В музыкальном смысле, а не то чтобы набить
кому-то морду.
- И вы отчебучиваете... да?
-
Ну, во всяком случае, стараемся. У нас же все построено на
импровизации, каждый раз песня получается по-новому. Но я вот что хочу
сказать: если бы мы занимались всем этим с какой-то прагматической
целью, грош нам была бы цена. Сейчас многие молодые люди собираются в
группы, чтобы куда-то "пробиться". Они хотят, чтобы их рожи смотрели с
обложек глянцевых журналов, а потом уже думают, каким путем к этому
идти. Русскому человеку прагматизм не свойственен, поэтому у них так
хреново и получается.
- А чем ты еще занимаешься, кроме музыки?
-
Если ты хочешь узнать, чем я зарабатываю, то тут я сама теряюсь в
догадках. Потому что мои внемузыкальные занятия никакой существенной
выгоды не приносят. Например, я могу перевести роман какого-нибудь
Керуака, и его даже издадут и переиздадут, но платят за это не скажу
сколько: немного, по сравнению с затраченными усилиями. Для меня
переводить - мучение, это ведь надо сидеть на одном месте и писать на
бумажке или печатать на компьютере, а я категорически не могу сидеть
долго на месте, особенно в четырех стенах, начинаю вертеться, страдать.
- А еще словари...
-
Да, словари - тоже ужасная мука. Хотя как посмотришь на результат,
преисполняешься к себе уважением невероятным: вот я какая, целый роман
перевела! А зарабатываем мы, как ни смешно, именно музыкой. Но наши
доходы не зависят исключительно от количества концертов и цен на билеты
(мы ведь стараемся, чтобы вход был недорогой, а то и вовсе бесплатный).
Нам все время кто-нибудь что-нибудь подкидывает, просто вот такую
элементарную матпомощь. А иначе бы мы, конечно, не выжили. Между
прочим, невозможно нормально играть, занимаясь при этом чем-то еще.
Музыка - такая штука, что надо целиком туда прыгать, если хочешь
чего-то достичь.
- Я заметила, что ты очень мягко общаешься с людьми.
- Хороший комплимент, не знаю, заслуживаю ли я его. Я стараюсь мягко обращаться с людьми на концертах, ведь они приходят с открытым сердцем, с любовью, нельзя же их отшивать грубо, если ты даже очень устал и не расположен беседовать. Правда, иногда, бывает, выводят из себя некоторые, как бы их назвать, посетители... Тогда я могу и в морду дать. Потому что на самом деле я довольно жесткий человек. Я себе давно придумала такой лозунг: "В каждом заборе должна быть дырка". А если нету дырки - сами проковыряем. Добро пожаловать.