Журнал “Rockmusic.ru”, ? 1, 2003


Беседа с Умкой о новом концертном альбоме "Морское свинство"


Эта пластинка принципиально отличается от всех остальных ваших релизов в первую очередь из-за того, что это не песни в полном смысле слова, а музыка, причем импровизационная...

Ну да. Дело в том, что Коля Дмитриев, ясное дело, никакого рокенрола в своих стенах не потерпел бы. И очень долго боялся, что мы все-таки будем играть рок или блюз. И предупреждал меня раз десять: "Только давайте постраньше!". При всей любви к рок-н-роллу, я уважаю Колю Дмитриева и его приоритеты, его и вверенного ему арт-клуба. И, конечно, мы не стали бы играть в "Доме" обычный "умкин сейшен". У нас почти в каждом концерте бывают такие импровизационные куски, обычно они привязаны к нескольким вещам: "Умер великий Пан", "Где я теперь", "11000 жизней", "Без ничего", "Бим или Бом"... Мы и выбрали эти несколько вещей и сделали из них одну длинную колбасу. Любительскую, как Боря сказал. Музыканты знали заранее порядок песен, а все остальное появлялось прямо в процессе. Иногда я немножко режиссировала этот процесс, типа: "переходим в ля-минор", "давайте постепенно начинайте барабанное шоу". Что удивительно, так это то, как удалось вписаться ровно в полтора часа - причем я на часы не смотрела.


О "барабанном шоу" подробнее расскажи, пожалуйста. Кому в голову пришла эта светлая идея играть с двумя установками?

Дело в том, что первый концерт такого типа мы играли осенью в клубе “Муха”. А наш басист Миша Трофименко как раз перед этим умудрился, чиня забор, отбить себе молотком два довольно важных пальца. Мы думали даже заменить его кем-нибудь в порядке джема. Но Миша пришел на репетицию, все сыграл железно: ишь, мол, чего придумали, заменять меня. И Боря Марков, барабанщик, решил, чтобы Мишу не сильно загружать, в середине сейшена устроить барабанное шоу минут на двадцать, с участием своего друга Владимира Ферапонтова, с которым мы делим репетиционную базу. Они там на базе постоянно колбасят в две установки. Нам эта идея очень понравилась, такое приятное разнообразие, тем более что в две установки играла, в частности, одна из наших любимых групп - “Grateful Dead”. С тех пор мы уже несколько таких сейшенов сыграли, и каждый раз по-разному получается.


(Примеч. Умки: этот ответ, так же как и следующий вопрос Гриши, по веселой случайности выпали из опубликованного текста, поэтому я их тут приблизительно восстанавливаю.)


Зачем же вы на видеокамеру звук записали? Это что, прикол такой?

Ну а фиг ли делать, когда все самые удачные концерты, как правило, не записываются, а все, которые записываются, как правило, неудачные? Бороться с этим можно только двумя способами: либо не играть неудачных концертов (но этого мы еще не умеем, да и никто, в общем-то, не умеет), либо издавать незаписанные. Что мы и сделали в данном случае. Просто повезло, что пришел Эрик с цифровой видеокамерой и все снял. Мы сначала думали сделать самоделочный тираж видеодисков, но быстро обломались, потому что, как выяснилось, Эрик по запаре пол-сейшена снял в режиме "сепия". А там как раз цветные мультики одновременно шли на экране... Мы еще скачали отдельно звук, решили просто послушать, что же мы там сыграли. А у нас тогда как раз после Нового Года осталась на потолке елочная гирлянда с лампочками, жалко было снимать. Мы включили эту гирлянду и давай слушать, да так все полтора часа и прослушали. И подумали: какого хрена, давайте издадим, как есть! Ну, есть там, конечно, помехи, особенно, когда батарейка кончается и Эрик поднимается наверх к звукачам, чтобы подключиться к сети, там тогда снизу такой гул задних рядов слышен. Ну и что! Тем живее ощущение концерта. Вообще это страшно сложная вещь: записать живой концерт, свести его, чтоб живость не потерялась... А тут раз - и готово. Немножко басы только подняли: камера их не взяла.


Да уж, психоделия... Расскажи, пожалуйста, про мультики.

Мультики эти нам записывал Паша Лабазов из "ВидеоДОМа", сделал такой дайджест на свой вкус из имевшегося в наличии материала - беспредметных фильмов, снятых недавно и в начале девяностых разными европейскими людьми. Я ему вначале пыталась по телефону объяснить, что нам, собственно, надо: беспредметные мультики, чтобы все расплывалось, мелькало, разноцветное... Он переспрашивал, переспрашивал, потом говорит: "А-а-а, кислота! Так бы сразу и сказала!" А мне не очень хотелось произносить это слово - "кислота", потому что вот эта так называемая современная кислотная культура имеет очень мало общего с кислотной культурой шестидесятых, к которой мы, собственно, апеллируем. И действительно, кино получилось жестковатое, эти мультики ви-джейские в принципе рассчитаны на другую музыку, на все эти сэмплы, лупы и специфический бит (почему, кстати, один из уважаемых мною молодых людей в своей рецензии и назвал этот видеоряд "психоделией для бедных"). Но я его одним глазком кусочками глянула за день до концерта и подумала, что в принципе пойдет. Даже интересное получилось сочетание. И многое удивительным образом совпало: например, астрономические съемки солнечной короны - с песней "Где я теперь". Вообще сочетание видео с музыкой - крайне любопытная вещь, хотелось бы еще с этим поработать. И мне очень нравится сидеть на сцене лицом к экрану, смотреть кино и одновременно слушать любимую группу.


Говорят, после концерта показывали кино. Что за кино?

"Can You Pass The Acid Test?" - фильм, который нам друг Миша привез из Америки. Про настоящий эсид-тест у Кена Кизи в 65-м году. Как сказал опять же Боря Канунников, фильм является идеальной иллюстрацией известного высказывания о том, что "кто помнит шестидесятые, тот не жил в них". Знаменитый раскрашенный автобус, знаменитая долгая настройка аппарата, пара интервью, потом "Grateful Dead" играют блюз (они-то с Колей Дмитриевым ни о чем не договаривались), удолбанные люди пляшут невпопад. Наша публика (которой поначалу, кстати, был полный "Дом") потихоньку разбежалась, под конец оставалось уже человек двадцать. Интересно, кстати, как времена меняются. Если бы лет пятнадцать или даже десять назад к нам попал такой фильм (кстати, Миша его заказал лично у сына Кизи), на него сбежалось бы пол-Москвы и, несмотря на невнятность содержания, смотрели бы не отрываясь... Кстати, анекдот в тему. Маргарита Пушкина сегодня рассказала по телефону. Идет ее друг, старый битломан, по переходу. В переходе стоит тусовка, чего-то там бренчат на гитаре. Он им: "Что вы там поете? Надо, как французы на демонстрации, "Give Peace A Chance" петь!" - "А чего это?" - спрашивают. "Да вы что, Битлз не знаете?" Дал им денег (чтобы они себе кассет накупили - ага, щас), говорит: "Вот, вы знаете, есть такой журнал "Забриски Rider"... А они: "Как же - знаем, там Умка печатается!". Вот так... Один тут молодой человек попал к нам в гости, видит фотку Джаггера на стене, спрашивает: "Это Джим Моррисон?" Как вздыхал Атос в "Трех мушкетерах": "И ведь этот еще из лучших..."


Вопросы задавал Григорий Фельдман