- Умка и "Броневичок"_Рай для инвалидов
- Как известно, Умка и "Броневичок" выпускают альбомы часто и
продуктивно. Так и на сей раз - альбом "Рай для инвалидов" был
выпущен в конце 2002 года, казалось бы, должен быть последним на
данный момент, ан нет - с тех пор вышло ещё два диска ("Морское
свинство" и "Unplugged"). При этом можно отметить одну приятную
особенность: если раньше музыканты работали быстро в ущерб качеству
и часто не обращали внимания ни на качество записи, ни на
квалифицированность исполнителей (такая ситуация продолжалась
где-то года до 99-го, пока Умка, видимо, не осознала музыку в
качестве профессии), то теперь оперативность во вред качеству не
идет, а альбомы получаются интересными и разнообразными (так,
упомянутые уже последние три диска демонстрируют, фактически, три
различных ипостаси "Броневичка"). Состав группы, которая уже может
называться полноценным творческим коллективом, а не просто
аккомпанирующим составом, устоялся, музыканты играют хорошие (разве
что гармошечник Ойстрах уступает в мастерстве покинувшему Умку
Кожекину), песни Умки в их обработке превращаются их
хиппово-бардовских попевок в очень качественные блюзы и
рок-н-роллы, чего и хочет почтеннейшая преданная публика
"Броневичка". В общем, все идет своим чередом и, дай Бог, будет так
идти и дальше.
- "Рай для инвалидов" значится в официальной альбомной
дискографии следующим за диском "Заначка" - и при этом сильно от
него отличается. "Заначка" была очередной попыткой "Броневичка"
создать концептуальный альбом, представляющий собой цельный текст,
в котором паузы между песнями не менее важны, чем сами композиции -
и на сей раз (в отличие от альбомов "Ход кротом" и "Кино из
одуванчиков") не совсем удачной, прежде всего - из-за блеклости
большинства песен, к которым с легкостью можно было подобрать
аналоги в предшествующем творчестве Умки. "Рай для инвалидов",
напротив, представляет собой очередную фиксацию того самого
предшествующего творчества, причем прилагательное "очередной" в
данном случае не несет в себе никакой негативной оценки. Напротив,
как мне представляется, такая фиксация давно была необходима.
- Итак, альбом на сей раз не является концептуальным - или, по
крайней мере, нарочито концептуальным, то есть всяческие связки и
прочие примочки не лезут в глаза и уши, паузы между песнями
настоящие; в общем, обычный такой альбом. Песни, записанные
"Броневичком" заново, можно было при желании услышать и раньше:
иные - на не очень удачных первых CD Умки ("Командовать парадом",
"Низкий старт", "Компакт"), иные - на многочисленных концертниках с
не очень хорошим качеством звука, иные - на уж совсем древних
записях Умки 80-х и середины 90-х. "Рай для инвалидов" представляет
собой своеобразный "бест" Умки, сделанный не с точки зрения
коммерческой успешности и популярности песен (каковым, видимо, был
по замыслу выпущенный "Мистерией звука" "Бе-е-е-ест!"), а, скорее,
с точки зрения тех самых "инвалидов": песни здесь проверенные
временем, известные большинству любителей Умки и неизменно хорошо
принимающиеся на концертах. Специально для исторической точности
рядом с каждой песней указан год её написания: так вот, 8 из 13
песен датируются 1986 годом, и только 4 - серединой-концом 90-х.
Есть и 13-ая, последняя песня, собственно, и давшая название
альбому ("Рай для инвалидов") - единственная новая на альбоме,
ничуть не уступающая остальным и обнадеживающая в отношении
возможности грядущих творческих свершений. При этом сыграны все
номера не абы как, а с очень качественными блюзовыми и
рок-н-ролльными аранжировками, превращающими, например, "По любви"
в одну из самых трогательных лирических баллад Умки, а "Свобода
вышла боком" - в быстрый и драйвовый номер. "Броневичок" на сей раз
(как, впрочем, и вообще на протяжении последних 3-4-х лет) очень
обстоятельно подошел к записи - звук хорош, инструменты прописаны
качественно, все звучит очень презентабельно и очень приятно. Даже
особых блюзовых импровизаций не допускается - все гитарные переливы
и рифы, вкрапляемые Борей Канунниковым (второй по значимости
творческой единицей "Броневичка") в основную мелодию песен,
выглядят продуманными и отрепетированными и длятся недолго.
- Несколько слов стоит сказать и об оформлении альбома. Оно ничем
не хуже, чем на предыдущих дисках, - но и ничем не лучше; оно, по
правде говоря, ничем от них не отличается. Роман Фурман, конечно,
художник забавный, почерк свой у него имеется, однако однообразные
цветасто-хипповские обложки последних Умкиных альбомов, честно
говоря, уже немного приелись. Впрочем, оформление, конечно, не
главное, к тому же, если посмотреть с другой стороны, можно
сказать, что Умка следует своему стилю и держит марку.
- В конечном счете, можно сказать, что "Броневичок" записал
действительно хороший поп-альбом (где слово "поп", опять же, отнюдь
не подразумевает негатива). На "Рае для инвалидов" нет песен,
длящихся более пяти минут, все они выглядят вполне милыми и
приемлемыми по музыке, и ничем, на мой взгляд, кроме отказа
"подниматься в цене", отсутствия грамотного продюсера и образа Умки
как андеграундного персонажа, непопулярность этого альбома
объяснить нельзя. Нет, даже не так - если бы Умка и группа
захотели, они вполне могли бы хорошо продать этот альбом и
приобрести на нем популярность (по крайней мере, бОльшую, чем
сейчас). Конечно, проблемой всегда остаются тексты Умки, которые
полны всяческих аллюзий, аллитераций и прочих поэтических приемов,
а также сам стиль, в котором играет "Броневичок", - все-таки
популярен сейчас отнюдь не блюз, а, скорее, псевдопанк. Но главное
- и в этом, конечно, и своеобразный шарм Умки - в том, что
"Броневичок" отнюдь не стремится что-либо продавать, делать на
своей музыке какие-либо деньги, по-прежнему задешево играет по
маленьким клубам (куда давно не влезают все желающие), а Умка
по-прежнему задушевно общается со слушателями и нисколько не
претендует на звездный статус. И скорее всего, так будет и дальше.
Вот и славно. А альбом очень хороший и милый, его можно только
посоветовать.
- P.S. Как всегда, очень здорово сказала об альбоме сама Умка -
это можно прочитать здесь.
Шурик Горбачев: muscience.narod.ru
|