23-10-2003 10:54
Фестиваль "Игра в Бисер". Часть первая
Принялся было писать большой текст, но потом подумал - а зачем? В
смысле, все равно ведь придется писать что-нибудь большое и
значительное по данному вопросу, так почему бы не сделать это более
обстоятельно и осмысленно в следующий раз, а сейчас просто вкратце
рассказать о впечатлениях после хипповского фестиваля "Игра в Бисер".
Никакого анализа, никаких выводов - просто пара штрихов к портрету.
Пользуясь тем обстоятельством, что мой репортаж будет
опубликован первым, позволю себе пару общих фраз. Ну, во-первых, сама
идея. Я бесконечно далек от мысли, что наш андеграунд есть нечто
сакральное и священное. Идея, бесспорно, хороша, только вот воплощается
она не всегда достойным образом. И не только у нас, заметьте. Я так же
бесконечно далек от мысли, что зарубежные "андеграунды" лишены проблем
и противоречий, свойственных нашей родной песочнице. Душности и
косности, на поверку, там оказывается ровно столько же. Однако не
устану повторять - все наиболее значимые и выдающиеся события
происходят именно в этой среде. Ну хоть тресни, не переубедить меня в
этом. Нужно просто научиться некоему чутью, помогающему выделять из
всеобщего вороха шелухи настоящие жемчужины. И тут весь вопрос
заключается в том, на чьей стороне находится человек, обладающий таким
чутьем: если на стороне музыкального истеблишмента, то истеблишмент
пополняется шедеврами, если на стороне андеграунда, то мировая
культура. Почему мировая культура и современный музыкальный
истеблишмент понятия взаимоисключающие, мы объясняли уже тысячу раз,
повторяться не будем. К чему я все это клоню? Да к тому, что не
согласен я с мыслью Любавы, координатора фестиваля, заключающейся в
том, что наш андеграунд и вымышленная республика духа Касталия из книги
Германа Гессе суть одно и то же. В идеале должно быть одно и то же.
Возможно, когда-то было одно и то же. Но, к сожалению, не сейчас -
сейчас слишком много слов и притянутой за уши эстетики. Скажем даже
иначе - баланс между эстетикой и идеей, внешним и внутренним, нарушен,
причем отнюдь не в пользу внутреннего.
Разумеется, это голословное, ни на чем, кроме личных
наблюдений, не основанное умозаключение. Разумеется, андеграунд делится
на сотни не пересекающихся между собой обособленных сообществ, с
разными соотношениями между эстетикой и идеей, разным балансом внешнего
и внутреннего. Но общий знаменатель все же выводится - не мной,
конечно, мне такое не под силу, но есть люди, способные вычленить нечто
абсолютное, совместить несовместимое. Тот же помянутый уже Герман Гессе
проделал нечто подобное в книге "Паломничество в Страну Востока",
предвосхитившей "Игру в Бисер". Некое братство, орден, осуществляющий
путешествие непонятно куда и непонятно зачем. Единственное, что
объединяет членов ордена, - та самая идея, внутреннее чувство, потеряв
которое, ты автоматически выпадаешь из ордена, причем сам не отдаешь
себе в этом отчета. Лично мне это кажется на сто процентов понятным.
Ладно, собственно фестиваль. Больше всего запомнился концерт в
музее Маяковского. Музей, думаю, был выбран не случайно. Ветераны -
Папа Леша, Хоббит, Собака, Умка - продемонстрировали, что когда-то все
было по-другому, когда-то люди писали настоящие песни. Папа Леша. Между
нами говоря, именно он, а не Умка, должен был стать символом
московского андеграунда. Как можно было забыть такие песни, я не
понимаю - это преступление. Срочно брать за шкирку и тащить в клубы - в
"Форпост", в "Перекресток", в "Рубина", куда угодно - Папу Лешу должны
знать больше трех с половиной калек. Хоббит. Читает стихи. Хочется
надеяться, что публика слышит не только конвективную лексику. Собака.
Все, что относится к Папе Леше, относится и к нему. Песни. Очень
хорошие песни. И это он боялся выходить на сцену? Придумайте что-нибудь
посмешнее. Бог с ним, с исполнением, в конце концов, не это главное, но
песни - вот у кого надо учиться их писать! Старая, уже почти забытая
традиция... Как хорошо, что есть еще люди, имеющие к ней
непосредственное отношение. Денис Дудоладов. Оказался здесь неслучайно,
несмотря на то, что моложе остальных участников. И не надо так
волноваться - все получилось замечательно. Ну и, наконец, Умка.
Основная часть публики пришла именно на нее, поэтому все дождались
конца, никто не ушел. "Я хотела спеть вам песни друзей и немного своих " "Свои давай!" - кричит публика, Аня машет рукой и заряжает:
Я ничья,
Как вода ручья,
Как эти слова,
Как эта трава.
А ты ничей,
Как стая грачей,
Как зеленые холмы,
Как конец зимы.
Ну что тут говорить. Пробилась она вовсе не из-за громкого голоса и
напористости. Аня действительно пишет очень хорошие песни, которые
можно и петь под гитару, и играть большим электрическим составом.
Почему-то вспомнились времена, когда никакого состава еще не было, и на
вопрос журналиста "Фузза" о предпочтительности для нее электрического
или акустического звучания Аня отвечала: "в электричестве работать, конечно, интересней..."
Ну вот и доработалась. Уже позади эпохальные "Командовать Парадом", до
сих пор непонятый мной "Ход Кротом", восхитительный "Вельтшмерц"...
Позади "Рай для Инвалидов", не являющийся прорывом, но именно после
него стало немного страшновато - а дальше-то куда? А дальше к
"Броневичку с Умкой" (именно так и никак иначе) с пластинкой "Морское
Свинство" и к акустическому "Unplugged" - на данный момент лучшей
записи Умки. Когда-то в "Неформате" писали: "концерт в Зоопарке - ровный, сыгранный без суеты и лажи альбом".
Да, тогда еще не знали, что такое ровная и не суетящаяся Умка... Сейчас
"Концерт в Зоопарке" слушать смешно и немного грустно. А всего-навсего
три года.
Мне кажется, это конец, Света
Ого, а вот этого мы не ожидали! Это же "не ликвид" - Аня поет эту песню крайне редко.
Самосожжение, покой есть вечное движение
Природа взаимопоможения друг другу и себе самой
Не такой реликт, как "Конец Света", но тоже не слишком часто
исполняемая песня. Заканчивается все "Как за мир и за любовь" -
коротенькой шутливой песенкой. Все, всем пора спать.
Дабы не нарушать цельности и общей логики, скажу, что электрическая
Умка в "Б2" была так же хороша, как и акустическая. Даже еще лучше.
Есть мнение (которое, впрочем, я ни разделять, ни оспаривать не
возьмусь), что этот концерт был лучшим за всю историю существования
"Броневичка". Не знаю, не знаю... Рада, завершившая концерт в "Б2",
несколько выпала из общего контекста фестиваля - вообще-то, в ее
сегодняшней ипостаси она хорошо смотрелась бы в "Доме", но не на
хипповском фестивале. Впрочем, лично я был очень рад услышать ее и
здесь. Широченный диапазон голоса плюс аккомпанемент - мои знакомые
знатоки авангарда сказали бы, что он выдержан в стиле "камерный рок" и
поставить его надо на одну полку с "Volapuk" или, прости господи,
"Aksak Maboul". Так бы и сказали, я уверен. Милу Кикину, игравшую
первой, я прозевал, поскольку пришлось отстоять сорокаминутную очередь
на входе.
Что еще было? Да, "Cool Train". Ничего конкретного сказать не
могу, потому как на протяжении всего концерта общался с разными
хорошими людьми и выступлений практически не видел. В качестве бонуса
получил в подарок замечательный бубенчик. Еще было открытие и закрытие
фестиваля, происходившее в "Клубе имени Джерри Рубина", но тут я тоже
ничего конкретного не скажу, поскольку с этим клубом меня связывают
прочные, почти кровные узы, и постоянно приходилось выскакивать из
зала, где демонстрировалось кино, и бежать выполнять какую-нибудь
подсобную работу. Прямо как Труффальдино из Бергамо.
В заключение расскажу анекдот. Нашел я в том самом "Клубе
имени Джерри Рубина" старую виниловую пластинку "Beatles". Пластинка
была в таком ужасном состоянии, что я решил, что место ей исключительно
на помойке. Взял ведро с пустыми бутылками в одну руку, пластинку в
другую и понес ее туда, где, собственно, ей и полагалось быть. Но на
выходе наткнулся на двух местных гопников, поджидавших хиппи. Урла не
нашла ничего лучше, чем привязаться к тому, что я собираюсь выкинуть
пластинку "Битлз". "Ты че, пацан, это же отцы, бля, ты че охуел, бля??!!"
Во как! Пластинку пришлось отдать им в безвозмездное пользование. Потом
они еще выпить предлагали, но я предусмотрительно отказался. Один из
них слышал Боба Дилана и полагал, что он похож на смесь "Jefferson
Airplane" и "Чайфа". Я объяснил ему, что Дилан - это смесь "Ramones" и
"Наутилус Помпилиуса". Отказаться от совместных возлияний стало
значительно сложней Но я все равно отказался. Просто вспомнил песню
Папы Леши под названием "Монолог Урела". Попробуйте теперь сказать, что
он не пророк.
Денис Алексеев, специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: Умка, автор - Светлана Беликова
RM2003