Денис Алексеев, специально для РокмЬюзик.Ру

Вадим Певзнер, презентация альбома "Вещь". Участвуют Умка, Паперный, Гера Моралес, Псой Короленко и все-все-все!

Впрочем, слово "презентация" в афише притянуто явно за уши. Скорее стоило написать так - "Вадим Певзнер и друзья. А еще пластинка вышла, ну вы и так это знаете". Что-нибудь в таком роде - действительно все, кто собрались в этот вечер на сцене, являлись друзьями Певзнера, а все, кто в зале, знали, что вышел новый альбом. Некоторые даже слышали...

Писать про Умку как-то неудобно. Каждый раз получается одно и тоже - "так хорошо, что непонятно куда дальше". О ком-нибудь другом я такого ни в коем случае не написал бы, зазнается еще, но тут дело другое.

Аня уже очень давно играет свои концерты ровно и без суеты, без надрыва и пафоса, но с каким-то удивительным внутренним напором. Что к чему она знает лучше всех нас вместе взятых, и учиться у нее пониманию рок-н-ролла, я нисколько не стесняюсь. За тем, собственно, и хожу на концерты Умки и "Броневичка", причем, не только по работе. "Броневичок" - явление вообще уникальное. Чуть ли не единственная рок-группа на московской (да и не только) сцене, органично сочетающая музыкальную и текстовую составляющие. Очень странно было читать на обложке купленного года три назад пиратского МР3-диска - "легенда русского рока". Ого, кто бы мог подумать... Калифорнийский рок конца шестидесятых в русской интерпретации, ритм-н-блюз, гаражный рок, что угодно еще из богатой и красочной истории рок-музыки, но русский рок-то тут причем? Потому что тексты на русском? Аня: "а вообще шансон мы не понимаем. Рок-н-ролл понимаем, Джо Дассена понимаем, но вот русский шансон как-то не очень". Ну-ну, мы все своими глазами видели...

"Ход Кротом", "Умер Великий Пан", "С Горы Упасть", "Играть в Свое Лото", "Стеклянная Рыбка" и под конец жизнеутверждающая "Иногда Не Здесь". Для несведущих поясняем: Аня в электричестве и в акустике "две большие разницы", как сказала бы половина присутствующих (ну не сказала бы, не сказала, можно немного приукрасить и придать еврейского колорита?).

Псой Галактионович Короленко, заполняющий паузы между песнями, поет на потеху публики свои дурацкие песенки, и, несмотря на то, что все его творчество уже очень давно не воспринимается как нечто новое (собственно, он же на это и не претендует, верно?), изрядно веселит собравшихся. Какая-то пьяная девица скачет и отплясывает, требует исполнить Шизгару, на что Псой никак не реагирует и поет "Песню про маму, которая есть самое дорогое", девица уже не просто просит, а настойчиво требует, в результате Псою приходится сдаться, последнюю строчку он изменят так:

Только Шизгара... (в оригинале, естественно, "только мама" - кто же еще может подложить в постель великого подземного животного крота? Шизгара (ха-ха!) (...)

Гера Моралес вышел на сцену в двенадцатом часу. Отдадим должное мэтру: несмотря на минималистский состав непонятно чего - ни "Джа Дивижн", ни "Пассионарий Джа" в выступающей группе опознано не было - выглядел достойно, слов не путал и не забывал, а знаменитые, ставшие уже неотъемлемой частью шоу, телеги были сведены к минимуму. Ну разумеется, Гера очень рад, что в России есть Раста, "это невероятно", "а вот середина восьмидесятых - замечательное было время"... Слышали уже неоднократно, более того, даже наизусть успели выучить. Песню Вертинского Гера поет на память, за что заслуживает несомненного уважения. Песню Певзнера "Ты Присядешь в Никольском Подворье..." тоже якобы по памяти, правда, сознается, что не помнит второго куплета, поэтому немного попользуется шпаргалкой. Шпаргалкой пользуется на протяжении всей песни, даже когда сам Певзнер выскакивает на сцену в буденовке и штанах с галифе и прямо бросается с шашкой наголо Гере на помощь (к микрофону, то есть). Я безумно люблю Геру. Не за его песни, прямо скажем, весьма средненького уровня. Не за музыку, не за философию... Бог знает за что - за харизму и обаяние, может быть? За образ такого святого распиздяя, за самую жизнь... Да, он из тех людей, о которых я могу сказать - сознания того, что они ходят по земле, мне достаточно, большего ничего не надо. Можно быть уверенным, что земля еще какое-то время продолжит вращаться.

Да, ну и, собственно, Вадим Певзнер. Я понимаю людей, одержимых его творчеством. Я понимаю людей, называющих его Курехиным от поэзии. У него есть это. Какая-то внутренняя сила, статичное движение духа, стройная сосредоточенность. Певзнер - это словесное светопреставление, лиричное и буйное, местами замкнутое на себя самое, местами открытое всем и каждому. Как писать о поэзии? Невозможно идеально организованные слова переорганизовать согласно некой надуманной логике. Зайдите на его сайт, купите, черт возьми, его компакт - там есть все. И это все они сыграли. С детскими игрушками и пластмассовыми инструментами, с "прибором загадочного происхождения" (термин Вадима), которым управлял Паша Головин, один из сотрудников устроившей все это безобразие компании "Bad Taste", с саксофоном Сергея Летова... Если "Bad Taste" когда-либо и устраивал хорошие концерты (не будем кривить душой и скажем прямо - было дело), то этот лучший!

Его действительно знают и помнят. Его песни поют. Не важно, сколько людей: до конца концерта дождалось не больше тридцати человек - важно какие. Гера так и простоял до окончания феерии на одном месте, то раскачиваясь в такт "Такси", то притопывая ногой в такт "Майорова". Аня Герасимова пускала бумажные самолетики весь вечер, чем изрядно смазала сюрприз на "Летчике" - предполагалось именно на этой песне закидать зрителей образцами искусства оригами - а потом еще долго вопрошала: "еще одной песни про летчиков у вас нет?". Не нашлось, но зато обнаружилась песня про поляков, но тут случилась обратная ситуация - поскольку в зале поляков не оказалось, петь ее не стали. Зато спели просто "Песню". Псой размахивал микрофоном и пытался добиться от публики, что бы та как мантру повторяла "молекулы воды и брошенной еды", а Аня, последовав примеру Паперного, взабралась на сцену, натянула зеленые очки и сделала то, что не мог заставить сделать зрителей молодежный акын и вагант. Закончилось все "Вещью", заглавной композицией с нового альбома. Потом еще был бис, но что именно там пели, я не помню.

После прослушивания презентованной пластинки, единственной пришедшей в голову мыслью, было "хочу еще". Кстати, после концерта подумалось то же самое. Тенденция, однако.