Простое наблюдение. То, что в современной музыке считается модным, актуальным и, пуще того, «продвинутым», - это одно, а то, что мы на самом деле слушаем, - несколько другое. Иногда, конечно, оба потока пересекаются. Но то, что мы с воодушевлением переписываем друг у друга на диски-«болванки», - это, как правило, не top 10 популярного радио, а. очень-очень разная музыка. Причем музыка различной давности, если на то пошло. Поэтому редкие записи Владимира Семеновича Высоцкого (на днях, кстати, исполнилось 66 лет со дня его рождения), концертные выступления группы Doors или, скажем, Эллы Фицджералд для кого-то всегда будут актуальнее «Тату» и Эминема, вместе взятых. Что бы там ни утверждали иные пестрые издания!
Вот и музыка 60-70-х, ритм-энд-блюз
и арт-рок, не меркнет. Более того, находит свое сегодняшнее продолжение. Это как
определенный культурный код, по которому меломаны находят «своих».
Музыка
московской группы «Умка и Броневичок» будто напрямую импортирована из начала
70-х, в обход «новой волны» и тем более диско и техно. Если вы выросли на
Grateful Dead, Rolling Stones, Сhuk Berry и Beatles, как и создательница группы
Умка (Анна Герасимова), вы поймете подобную «ортодоксальность». А вот тексты
Герасимовой (кстати, кандидата филологических наук) - другое дело. Новый альбом
«Умки и Броневичка» «Парк Победы» не несет в себе ничего
замшело-ностальгического.
Довольно резкий для группы звук, местами весьма
злободневные тексты, как, например, в песнях «Райком закрыт», «Перед третьим
концом». Есть просто картинки из жизни. «Была в Москве одна такая довольно
знаменитая девушка, - рассказывает Умка, - которая свела с ума не одно поколение
задумчивых молодых людей, а потом выкатилась из окна с девятого этажа - впрочем,
ей давно уже этого хотелось. «Влет», судя по всему, это про нее». А есть и
пространные, в духе ранних Led Zeppelin, зарисовки («Китай»).
К звучанию
начала 70-х возвратился на своем последнем сольном альбоме Еlements и Steve
Howes, участник знаменитых арт-роковых групп Yes и Asia. По признанию Стива, это
было сделано намеренно и в этом смысле получилось. Хотя от музыканта,
записанного журналом Rolling Stone в сто лучших гитаристов мира, хотелось
услышать не просто проверенные временем роковые станданты, профессионально
аранжированные и, разумеется, мастерски отточенные. Здесь, конечно, присутствуют
постоянные «смежные» вкрапления: где-то заметный поворот в сторону джаза, где-то
чуть кантри, а кое-где и причудливые психоделические «запилы», в которых Стив
Хоу будто бы взялся продемонстрировать различные возможности своего гитарного
процессора (таковы композиции Tremoiando, Hecla Lava, The Longing). Эдакий
мастер-класс, практическое руководство для начинающих гитаристов. Но
удивительное дело: формально эти элементы (а всего их на диске 16) пестры и
разностильны, однако кажутся довольно однообразными.
Что же заставляет ныне
музыкантов обращаться к музыке, вышедшей из моды лет 25 назад? Особая
энергетика, заложенная в музыкальном послании исполнителей того времени. Это
была эпоха больших надежд, открытий, возможно, больших иллюзий, когда хотелось
верить, что рок-музыка способна в корне изменить человеческие отношения, а мир
сделать добрее. Такое не проходит бесследно.
Владимир Преображенский, музыкальный обозреватель