28-09-2005 15:28

Интервью с Умкой
или
Фенг-фанг - вьетнамский панк

(Часть вторая)



Прервавшись в прошлый раз на одной из самых интригующих, на мой взгляд, и могоуровневых "телег" Умки, о нарождении нового андеграунда на обломках старых отживших себя систем и миропонимания, наша беседа с Аней Герасимовой на сей раз, продолжив прерванное, затронула массу иной не менее животрепещущей тематики. Но самое интересное, на мой взгляд, выяснялось, как это часто бывает, в неожиданных "наталкиваниях" на совершенно иные темы и вопросы. Какие именно, вы откроете сами.

- Таким образом, остановившись на механике, а точнее на внутренней закономерности возникновения нового андеграунда в обществе, насколько я понимаю, ты имела в виду, что сам процесс возникновения подобных движений - органичная потребность самовозрождения человечества и конкретного отдельно взятого социума?
- Да, это органичный, безостановочный процесс, который невозможно контролировать, невозможно остановить, невозможно навязать, которому невозможно препятствовать, - чем больше препятствуешь, - тем больше нижних пластов.

- По твоей теории, выходит, что в самое ближайшее время нас ожидает появление тех самых "молодых львов андеграунда", так ли это на самом деле?
- Конечно! Этот процесс идет волнами и появление новой волны - вопрос ближайшего времени...

- Дело в том, что я со многими людьми, музыкантами в том числе, говорил на эту тему. И большинство сходится на простом доказательстве от противного: коль сейчас существует и утверждается (насаждается) на государственном уровне такое количество отвратительной музыки, то, стало быть, вполне естественно предположить, что сие и предвосхищает начало нового "золотого века", о котором мы сейчас говорим...
- Плохой музыки ВСЕГДА было много, иногда становилось чуть больше. Однако находку эту начинали эксплуатировать все...

- Съедали...
- Съедали и начиналось нечто новое. Так вот, сейчас еще не доели РОК - его еще долго будут мусолить. Сейчас вот на Западе, такой "ривайвл" гаражного рока, причем, есть и неплохие команды. Честно говоря, я это не слушаю - мне это не нужно, но многие молодые, не особо вдаваясь в истоки (откуда у этих музЫк ножки растут), - прутся, и пускай им будет в кайф. Меня радует другое: то, что, сейчас наконец-то заканчиваются и у нас (вслед за Западом) все вот эти "цифровые продвинутые технологии", "чтобы все было чистенько и никаких шумов" - то есть, слава богу, поняли, что все это не нужно. Точно так же, как сейчас все хорошие фотографы, ходят со старыми аналоговыми камерами, или новыми, но тщательно сделанными под аналоговую камеру, чтобы все шероховатости можно было запечатлеть. То есть, цифровая технология нивелирования - она себя изжила, она так вот прошла, технически там что-то сделала, какие-то плюсы внесла, но не стала новой эстетикой, слава богу.

- Наверняка тебе известно высказывание Шевчука, что отличие современной музыки от музыки предыдущих поколений, заключается в том, что сейчас "в музыку пришли лабухи, вместо поэтов и бунтарей", - они могут сыграть все, что угодно, но ничего из этого их особенно не волнует.
- Шевчук - старый идеалист! Музыканты должны уметь играть! (Саркастический смех Умки).

- Это понятно, но если это самое главное, и больше ничего нет...
- Если музыкант не умеет играть, но при этом он является каким-то таким, невъе...ным философом и поэтом - ни черта не будет - его просто невозможно будет слушать. Шевчук - хитрый, у него музыканты играют хорошо.

- Да, это само собой, но он же говорит о другом, о том, что есть главное и есть второстепенное, и когда они меняются местами - происходит всякая фигня и девальвация.
- Мне кажется, что лучше честно, хорошо играть, чем нечестно разводить высокую философию на мелких местах, честно говоря. Не будем показывать пальцем.

- Давай, несколько отвлечемся от протестной тематики и вернемся к тебе самой. Насколько я знаю, ты переводила Керуака, занималась иными литературными проектами...
- Да, я филолог по образованию...

- Так вот, не тянет ли тебя Большая и Малая, так скажем, литература?
- Не тянет. Я знаю, что когда не смогу петь, то сяду и наберу свои дневники - это будет кормить меня еще лет тридцать. Но мне просто лень, очень лень сидеть на заднице, возле стола и что-то там писать или печатать на компьютере - мне очень трудно. Из-за этого я не завожу даже компьютера, чтобы дома не было этой заразы. Если мне надо что-то быстро написать - я иду в интернет-кафе, к кому-то на работу, где у меня ограниченное время, чтобы быстро...

- Считаешь ли ты, при всем при этом, что книги могут менять человека?
- Я вообще воспитана скорее литературой, чем музыкой. Я - литературный человек. Сейчас просто читать нечего, к сожалению. Кроме Пелевина. Из наших. Да и из ихних - Чака Паланика, что ли читать?!

- Почему? Грошека почитай (на момент записи этого интервью, еще не было известно, что Грошек - суть, российский писатель-шпион "в стане врага").
- Не читала, да у меня и нет сейчас времени читать - просматриваю рок-журналы, и то только в метро, честно говоря. Дневник пишу - только если я лечу в самолете или еду в поезде долго. Все остальное на ногах происходит - я ж директор! Мне надо осуществлять все эти функции - директор группы, пресс-секретарь...

- Подожди, а все эти личности, которые время от времени появлялись у тебя в распорядителях концертов?
- Да, нет, это все... эти люди, которые мне помогали на разных этапах и помогают до сих пор некоторые из них... Не трогай цветочек (Умка мгновенно переключается, заметив, как я в пылу беседы ненавязчиво "скручиваю голову" некому недоразвившемуся баобабу в горшочке)...помогают расклеивать афиши, стоят на входе со списком, следят за тем, чтобы все кому нужно попасть внутрь бесплатно, попали внутрь бесплатно. И то это только в Москве происходит. Вот сейчас Марина мне помогает замечательно.

- Но вернемся к книгам. Что из последнего прочитанного так тебя "неумеренно вштырило"?
- Вштырило... (смеется). Да вот, Пелевин последний и вштырил!

- Какой последний, про вампира, что ли?!
- Про лису. Смешно, что ты путаешь вампира с оборотнем. "Книга оборотня" - великолепная вещь!

- Вот эта???
- Да ты прочитай еще раз - это вообще великая книжка! Это одна из вех, просто, современного... вообще, состояния всего!

- Страшно и гадостно, нет?
- Ничего страшного! Это же все очень иронично, остроумно. То есть Пелевин - очень умный человек, я его страшно люблю...

- У меня, напротив, появилось неприятное ощущение, что он во всей этой нежити, описываемой самим собой стал "купаться", получать некий извращенный кайф. Больше того, где-то со времен "Generation P", он всю эту мерзость, наподобие "новых русских", стал создавать, культивировать и вдыхать в нее жизнь.
- Он все это предсказывает! Заранее. Он идет на шаг впереди и смотрит. Он - ВЕЛИКИЙ УМЕЛЕЦ ВИДЕТЬ ВСЕ ВПЕРЕД НА НЕСКОЛЬКО ШАГОВ. ТО, ЧТО И ДОЛЖЕН УМЕТЬ НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ! Не копаться в дерьме современном, которое уже все, уже отброс, отвал, а смотреть вперед. Крупными кусками видеть. Сейчас никто этого не умеет. (И вдруг, яростно). Меня так раздражает, когда начинают через запятую перечислять рядом с Пелевиным всяких сорокиных! Это так смешно, потому что это такой ползучий, гнилой, издыхающий концептуализм - я имею в виду Сорокина - уже сам себе не интересный, даже. И как это можно через запятую?! Ну, это у нас как всегда - мы часто говорим об этом с друзьями - о том, что у нас все всегда через запятую: допустим, "Битлз", запятая, "Роллинг Стоунз", "Лед Зеппелин", запятая, "Дип Пепл", запятая, "Юрай Хип"! Ну абсолютно разные же, по уровню, по смыслу, по серьезности посыла, вещи! А у нас это все - через запятую. Или: Джейн Джоплин, запятая, Патти Смит - Оля Арефьева, запятая, Умка, запятая, не знаю, кто там еще... Света Чапурина "Рада и Терновник". Люди не смотрят в корень, не смотрят, что откуда растет, как оно устроено. А вот, чтобы, так сказать, блеснуть эрудицией и вместо одного назвать пять! Или там - Гребенщиков, Майк, Цой - вот тоже хорошая компания.

- Насколько я помню долгое время, вы были очень дружны с Олей Арефьевой?
- Да, мы дружили.

- Сейчас же ты упомянула ее имя в ряду с собой, как нечто несовместимое. Какова на самом деле ситуация вашего взаимного интереса друг к другу, на данный момент, как сейчас, на твой взгляд, развивается Ольга?
- Честно говоря, я не слежу за тем, как она развивается, и, по-моему, она тоже не очень следит за тем, как развиваюсь я. Мы совершенно разъехались, в диаметрально противоположные стороны.

- Мне кажется, у Ольги возник некий зазор между музыкой (ее направленностью, а не стилями, коих много) и внутренним состоянием певицы - желанием быть красивой и нравиться, возможно, не только собственным талантом завоевывать симпатии. Хотя последний альбом Арефьевой, на мой взгляд, очень интересен.
- Ее, вот, чего-то в шансон бросает. Меня вообще слово "шансон" так пугает, а ее видимо, нет. Не знаю, сейчас, вообще слово "шансон" поставить на обложку, это все равно, что... я прошу прощения, может, это будет звучать с неким юношеским максимализмом - но это все равно, что гитлеровский знак себе повесить на лоб. Другими словами, это значит, расписаться в том, что ты согласен СО ВСЕМ ТЕМ, что сейчас вокруг происходит. Я не знаю, вообще... ф-фу... какой шансон?

- Вообще-то, мы имеем дело с русским представлением о шансоне...
- Ну да, это авторская песня, КСП. Вот я стараюсь как можно дальше от всего этого находиться. Вместе с тем, я прекрасно знаю и отдаю себе отчет в том, что если бы я в определенное время задружилась вот с этой частью, так сказать, происходящего, то меня бы там уже носили на руках, потому что тексты, им важно, вот...

- В шансоне...?
- ...ну, вот в этом вот, в КСП - он же шансон. Груша там... что-то во всем этом есть такое ненужное, хотя Русский Рок ничем не лучше, надо сказать - тоже не хочется в этом участвовать. Но зато таких явлений, как русская попса и русский шансон нигде в мире просто нет. "Из всех нормальных реакций нам скоро останется только смех", - сама себя цитирую.

- Ты, говоришь, что не хочешь себя ассоциировать с Русским роком - сейчас стало модным побивать Русский рок.
- Я не люблю Русский рок, мне вообще непонятно: как это, что это такое? Рок - это явление международное, а вот русский, французский, немецкий, английский... хотя вот как раз английский - бывает, а, грубо говоря, таиландский...

- А что - знаешь, какие у них есть замечательные бэнды?
- Знаю, очень смешные как раз...

- Да, сейчас вообще очень популярны всевозможные world music и этнические темы.
- Да, по-моему, такая тоска. Я не люблю все это.

- Мне кажется, если во всем этом отсутствует "авторское", то, что человек хочет сказать от себя, - тогда это глушняк, беспонтовое занятие...
- А можно умудриться и посредством народной песни сказать свое - но это исключительный случай, большая редкость. Вообще, когда человек умеет сказать свое - это большая редкость. Потому, что сейчас столько способов с помощью жанрового разнообразия прикрыться: работаю, там, в жанре "гоп - стоп трип хоп" или "фенг-фанг", грубо говоря. Я про "фенг-фанг", хочешь, расскажу?

- Ага!
- Иду по Севастополю - навстречу четыре пацана, два маленьких, два побольше. Один говорит: "А я, вот, рэп уважаю!", другой говорит: "А я фанк!". Я думаю: "Ого, какие продвинутые дети в Севастополе - фанк любят! Джеймс Браун, сейчас начнут рассказывать, "фанкоделик" там какой-нибудь". Один из пацанов и говорит: "Щас, я нарисую, как пишется - роспись знаю". И начинает, (там стоит заброшенный самосвальчик) и он начинает на этом самосвальчике карябать. Другой говорит: "Дурак, не такая роспись! Роспись должна быть такая, такое "а". Я ухожу в другую сторону, а назавтра прохожу мимо этого самосвальчика, значит и вижу, что там накорябано (латинскими буквами) "feng", зачеркнуто, и рядом написано "fang". Причем, вот это "а" - оно, как панковское "эй", в кружочке (анархия). Я ужасно веселилась. И подумала, что если меня будут спрашивать, в каком жанре работаю: буду говорить - в жанре "фенг-фанг"...

- ...вьетнамский панк!
- Ну, не знаю, вполне может быть!

На ЭТОЙ ОПТИМИСТИЧЕСКОЙ и антигламурной, как теперь говорят ноте, и заканчивается вторая часть этого интервью. Собственно, появление, в расшифрованном варианте и третьей части данного материала не исключено (ибо кассета с записью умкиного интервью еще частично не распечатана). Однако... поглядим.

Стас Эвентов, специально для РокмЬюзик.Ру


На фото: Умка
RM2005

 

Все права на опубликованные материалы принадлежат музыкальному порталу РокмЬюзик.Ру и его авторам, при цитировании ссылка на www.rockmusic.ru и автора обязательна. Мнение авторов может не совпадать с мнением читателя, а также с мнением редакции.
Источник: http://www.rockmusic.ru/musicians_article.phtml?news_id[]=19105