http://interesniy.ceos.ru/stati/lichnosti/intervyu-ymki-bez-bronevichka.html
14 октября 2006 г. Арт-клуб "МАНХЭТТЕН": Набережная реки Фонтанки, 90. Акустический концерт Умки (без Броневичка). Вечер получился препозитивнейший! Абсолютно не сиделось на месте, постоянно хотелось подпевать, подтанцовывать и просто наслаждаться неформальной обстановкой. Огромный плюс, который оценился позднее, Анна попросила не курить в клубе, как итог, одежда не впитала в себя табачного дыма, как это обычно бывает после концертов:) Умка близка к своим слушателям: она подписывала автографы, продавала диски и просто общалась с публикой, собственно, чем я и воспользовалась ;)
- В связи с концертной деятельностью Вы довольно-таки часто бываете
в Северной Пальмире, отличается ли петербургская публика от, скажем мосовской
или одесской??
Еще пару лет назад я сказала бы: конечно, отличается, она более сдержанная,
чтобы не сказать - неподъемная, ее трудно расшевелить, зацепить, она любит
внимательно слушать тексты, не любит танцевать и т.д. Но вот сравнительно
недавно, а именно начиная с наших концертов в безвременно почившем "Старом
доме", и особенно с появлением "Манхэттена", ситуация в корне изменилась:
люди заводятся с полпинка, они живые, горячие, с ними хорошо вместе, чувствуется
стопроцентная отдача. Наверное, такие люди в городе всегда были, только
раньше они почему-то не ходили на наши концерты, а теперь мы нащупали или
нарастили в Питере свою публику. Вообще в разных регионах народ разный,
на юге легкий на подъем, смешливый, в Сибири любят тяжелый драйв и так
далее. Но раз на раз не приходится, и постепенно во всех городах мы начинаем
обретать "своих" - внимательных, но горячих, умных, но отчаянных.
- Помимо гастролей удаётся наведаться в Петербург? Помните свою первую
поездку в этот город? Впечатления? (кстати, Петербург или Ленинград???)
Наверное, самое простое - Питер: оно и тогда было, и сейчас осталось.
В столь милом сердцу ностальгирующдих слове "Ленинград" содержится слово
"Ленин", лично у меня никаких приятных ассоциаций не вызывающее. Первый
раз я была здесь с мамой, лет в 10, на улице Белинского жила сестра моей
бабушки тетя Люба, довольно характерная питерская старушка, зубной врач
со стажем, она прожила невероятно долго в своей забитой разваливающимися
предметами комнатке в коммуналке (раньше вся эта квартира была ее) невероятно
долго, лет до 94х, и я до сих пор слышу ее голос, когда она выходила на
гулкую лестницу, провожая нас, и гортанно кричала нам, спускающимся вниз:
"Осторожно, как вы идете!". Потом, в старших классах, я увлеклась питерским
19-м веком, Достоевским, поэтами "Искры", Слепцовым, написала два "романа"
из жизни питерской интеллигенции 1860-х и 1880-х годов, поражалась открывшимся
мне впервые историческим параллелям между веками (дело было глубоко и безнадежно
при Брежневе), на стене у меня висела карта города с подписанными от руки
старыми названиями улиц - я все их знала наизусть и кое-что помню до сих
пор, впрочем, сейчас ведь многие названия вернули. Весной 79го года я впервые
приехала сюда автостопом и открыла для себя знаменитый хиппово-диссидентский
Питер с Сайгоном, с фантастическими флэтами в коммуналках, с концертами
"Россиян" в деревенских клубах. Население этого, нового для меня города
было довольно снобским и с трудом принимало чужих, но совершенно случайно
я выяснила, что весь снобизм летит к чертям, стОит только взять в руки
гитару (а своих песен я тогда еще не сочиняла). И вот в таком Питере я
застряла довольно надолго, я постоянно возвращалась именно в него - даже
когда стала писать диссертацию по обэриутам и регулярно приезжать в рукописный
архив Публичной Билиотеки. Просыпаешься на каком-нибудь невероятном флэту,
ползешь в Сайгон, там маленький двойной (если повезет, с "корзиночкой"),
дальше на целый день в библиотеку и там до писчей судороги переписывать
архивы Хармса и Введенского (все от руки, на ксерокс у меня денег не было,
даже если бы его позволяли тогда делать), а потом опять вписываться - и
там уж как повезет, иногда ночь напролет курить сами знаете что, а утром
опять в Сайгон и так далее. Доходило до смешного: перепишешь какой-нибудь
рассказ Хармса, где гостя положили спать на шкафу, а потом едешь на флэт,
и там как раз на шкафу оборудована лежанка для гостей. Что при таком режиме
неудивительно. Распространила кучу текстов Хармса и Введенского, перепечатанных
на машинке, среди хиппового населения, дотоле пребывавшего в неведении
и с жадностью вцепившегося в эти тексты. У меня сохранилися фотографии
с одного приснопамятного, с головы до ног расписанного и разрисованного
флэта на улице Новаторов, где на стенах есть цитаты из Введенского, это
моя заслуга, в те времена немногие обладатели обэриутских текстов относились
к ним крайне ревниво и старались не выпускать их из узкого круга посвященных.
Впрочем, что-то я разболталась.
- Если "поиграть" в ассоциации и попробовать подобрать прилагательные
к описанию города, то Петербург-это...?
Дождь и ветер. У Вагинова есть замечательная строчка: "С Невы, как
человек, дул ветер". Раньше я невероятно любила весь этот дождь и ветер,
сырость, серость, неуютность, промозглые кошачьи дворы. Но, как известно,
у меня астма, поэтому долго наслаждаться этими ништяками я не могу.
- Для творчества, говорят, нужна муза. Северная столица стоит на очереди
муз творчества Умки?
Вопрос совершенно непонятный. Муз придумали мужики, им, очевидно, чтобы
вдохновляться, необходимо перед собой держать какой-нибудь женский образ,
как старшекласснику картинку из "Плейбоя". Мне этого, по понятным причинам,
не требуется. А о том, что лично мне дала эта суровая колыбелька, я написала
выше.
- У А. Макаревича в одной из его песен есть смелое высказывание: "Звёзды
не ездят в метро!" Для многих Умка звезда. Она ездит в метро?
Макаревич пошутил. Видимо, над "звездами" простебался. Мы не считаем
себя звездами и с удовольствием ездим в метро, в том числе в питерском,
где, честно говоря, меньше воняет и вообще менее напряжно, чем в московском.
А "звезды" пущай торчат в пробках в своих навороченных тачках.
- Интеренет проект "Интересный Питер" создавался специально для интересных
и нестандартных заметок о городе. Как Вы относитесь к подобным вещам в
интернете? Да и к глобальной сети со всем "железным" детищам прогресса?
Вообще я достижения цивилизации не люблю, отношусь к ним как к неизбежному
злу. Главное - не злоупотреблять. К интересным вещам в интернете, естественно,
отношусь лучше, чем к неинтересным. А то залезешь в свою почту, а там баннер
висит: ""Жанна Фриске опять потеряла свои трусы". Ну куда это годится?
- Спасибо, Аня, что уделили время для петербургской публики, и когда
в следующий раз можно будет услышать Вас в Питере?
21 и 22 декабря, опять в "Манхэттене". Там хоть и тесновато, но очень
душевно, звук хороший, атмосфера замечательная - и на бабки не кидают,
что немаловажно, а то были случаи, в "Камчатке", например.