Умка она, как известно, сто лет как Умка. «Легенда русского рока» (одна из). «Бабушка русских хиппи» (ну какая она, к черту, бабушка!). «Русская Дженис Джоплин». И так далее. Умка богато и разнообразно дефинирована, так что глупо изобретать новые парадоксальные определения и красочные эпитеты. На одноименном сайте можно почитать краткую характеристику ее творчества и пространную биографию - себя и группы, очень внятную, подробную, а главное - из первых рук. Так что писать историю мы тоже не будем.
Но дело в том, что дефиниции, история или даже музыковедческий или поэтический анализ если и объясняют, чем Умка уникальна и почему ее так любят (а кто не любит, уважает), то не очень убедительно. Как известно, до недавнего времени группа «Умка и Броневичок» бытовала в устном и народном формате - формате живой музыки и самиздата, без институциализации, без корней. И представляется вполне последовательным написать здесь рассказ об Умке в формате живой истории, портрет Умки в исполнении современников. Это будет не строгая «объективная» реальность, а эмоции, конечно же субъективные, иногда авторские, приправленные попыткой анализа, иногда - вообще анонимные. Вот так. Ну да на что вам эта реальность, понятие крайне сомнительное.
***
Умка. Последний русский экзистенциалист, идеальный хиппи и,
наконец, просто красавица.
Как ей удалось такой сохраниться в этой Москве, в Москве
после конца
***
Ну вот
известно, что
А сын ее, узнав об этой акции, сказал: «Мама, что ты наделала! Ведь
филология - это единственное, что связывало тебя с нормальными людьми!»
***
Умка - мультяшный псевдоним. И, было время, волосы как вороново крыло и знатный шнобель - этакая
ворона Каркуша с гнусавым голосом. А если из современных мультперсонажей - Масяня: такая
Не посмею сказать, что главное,
но очень важное в Умке - самоирония. Она сама неизменно упоминает это
необходимое качество чуть ли не в каждом
интервью. Качество, столь несвойственное современному
женскому року, представительницам которого лишь бы
найти себе фамилию покрасивее да выставить себя роковой женщиной с необыкновенной жизнью и
необыкновенными чувствами. А тут на сцене не femme fatale, не прекрасная дама, а юродивая — ходит с
пакетиком, аскает деньги у населения, пьет кефирчик,
клоун - протыкает пальцами мыльные пузыри, таращит глаза, язык
показывает,
***
Первую песню Умки я услышала в исполнении одного парня,
гитариста группы *.
Он тогда начал за мной ухаживать, а я думала, что это его песня, и велась.
А
песней были «Лошадки». Они и посейчас мои
***
Казалось бы… Если послушать песни, внимательно послушать песни,
послушать треп со сцены, еще почитать немножко вокруг да около, то вполне можно прийти к выводу, что Умка - это
Sex - drugs - rock-n-roll
Liberté - égalité - fraternité
хайр - трасса - фри лав
- пипл - ништяк - … - …
Но Умка, как любой настоящий художник, как, собственно, любая личность,
выше - ну или шире - этой парадигмы, этих «измов», этих категориальных рамок, зачастую кажущихся анахронизмом,
по крайней мере - в таком вот лексическом выражении. В этом смысле - вписанность в парадигму/поколение vs. уникальность -
Умка, действительно, такая же, как все, только лучше.
***
Был на Умке. Диво, как хорошо было. Умка — живая. Таких мало.
Аня - это культовая личность.
…Я вот тоже вспоминаю первый её концерт, на котором я был, - это было ОЧЕНЬ сильно и свихнуло напрочь, до сих пор
вспоминаю, а ведь десять лет прошло.
***
При всей кажущейся простоте мессиджа (условно
- хипповского) и при всем засилии хипповского же жаргона, Умкина поэзия временами довольно сложно устроена, в основном за
счет щедрого использования цитат, аллюзий и разнообразных «устойчивых выражений», которые возникают тут в самых
неожиданных комбинациях. Филологическая школа не ушла в песок. Поклонники у Умки тоже не лыком шиты и составили целый огромный
список под названием «Справка по первоисточникам»,
и, как это обычно бывает, наверняка добрую четверть аллюзий, раскопанных ценителями, автор в голове не держал. Дело, впрочем,
не в количестве, а в способе обработки оного вторсырья. Умка играет цитатами и фразеологизмами, нанизывает их на общее слово
(Возьми с полки пирожок / Положи туда зубы; Оставь надежду всяк входящий сюда /
А можно попробовать копнуть глубже. Если в Умкиной поэтике
омонимия столь важна, что чуть ли не в каждом втором тексте порождает
***
То, за что я люблю Умку, можно выразить цитатой Мои
одноклассники стали тетеньками и дяденьками. Такое вот нежелание вырастать, становиться взрослым в плохом смысле,
***
Продолжим
цитату:
Как трудно взрослеть, когда уже поздно взрослеть
Мои одноклассники стали тетеньками и дяденьками
А я не
хочу, я все время
Подайте веселенького или сладенького
Пирожного, мороженого
Феллини,
Но
При всем нежелании
взрослеть, консервации стиля, поведения и идей, тема времени и его небесконечности возникает со всей своей жестокой неизбежностью.
Я помню, как Умка с вполне явственными слезами в голосе пела «Мы обычные
люди под сорок»:
Все, кто мог сойти с ума, уже посходили
Все, кто мог умереть, давно уже в
могиле
…А у нас все в порядке
…Мы победили
При всем
Иди ко мне скорей
И мы с тобой сыграем в ящик.
Газ бывает, чтобы гореть
Газ бывает, чтобы жать
Небо,
чтобы в него смотреть
Земля - чтобы в ней лежать.
…Отсюда - в рай без пересадки
Оо, здравствуй, это я
Оо, поздно пить таблетки
Оо, поздно пить
боржом
Оо, раковые клетки
Кромсать кухонным ножом
Зубы рвать и когти рвать, в небо синее плевать
Только б не на вечной койке век бескрайний вековать
Ненавижу
тот матрас, на котором в первый раз
Я узнаю, что такое не дышать и не вставать.
Ну и, пожалуй, вот еще
песня в тему:
Мы висели на кокосовой пальме, кругом была
вода
И мы знали, что отсюда мы не слезем никогда
Ты не волнуйся, мама, ничего не будет хорошо
…Пока
мы скачем по планете, валяем дурака
Пока живем на белом свете,
Ты не волнуйся, мама,
ничего не будет хорошо.
И это не с тем смыслом, что хорошо будет потом, а с тем - что потом будет никак. И конечно же, нехорошо лучше, чем никак. Как у раннего Бродского: Смерть - это только равнины, жизнь - холмы, холмы.
***
Вчера мы были на презентации
книги Лены Погребижской «Исповедь четырех».
Книгу я уже прочитала, местами по
***
Ох, Умка. Мой предыдущий муж так ее любил, так ее любил, все время ставил только Умкины кассеты, ходил на все сейшна. Да и вообще - было время, все вокруг меня говорили об Умке. Так что я - нет, дудки. Ни на один концерт так и не сходила и слушать не желаю!
***
Анна Герасимова покорила меня с первого взгляда - голосом и рок-н-рольным драйвом, а со второго - уместной
филологической эрудицией. Впрочем, эти слова бессильны и не объясняют, почему большинство песен, которые мы слушали, скажем, в
середине
В первый раз я увидела Умку на
А
сейчас по просьбе Вероники из города
А потом мы пошли на концерт в клуб «Форпост» (нынче уже закрытый), очень удачный концерт,
занят каждый миллиметр пола-стульев-всех возможных поверхностей, Умка поет:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела
людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей..
Думаю, это была импровизация. Публика находилась на такой
волне, что готова была просветлиться и от текста телефонного справочника. Державин подошел вполне.
А дальше… В учебниках
напишут, что любовная лирика в творчестве Анны Герасимовой уступила место гражданской и философской. У Умки есть гражданская позиция -
мне, честно, говоря, лень уточнять, какая именно, но мне важно, что она есть. А еще: Умка поёт, что
Не взмахнуть там и ресницей, а не то чтобы рукой
и при этом
говорит, что не любит думать о смерти.
И мне кажется, это не конец, Света.
***
Я люблю, когда истошно.
Я люблю, чтоб так честно, что аж больно.
Люблю, когда орут.
Люблю, когда
как бензопила.
Как ультразвук.
Эта нервная тетка, истеричка с гитарой - для меня в самый раз. Она не врет. Иногда ошибается,
но никогда не врет.
***
Я, надо признаться, давно собираюсь
Я хотела спеть вам про все дела
Но забыла все слова,
кроме слов:
Без меня не завертится мир.
Большое спасибо Умке за то, что она есть.
А также - за вербальный и визуальный, намеренный и ненамеренный вклад в этот материал -
спасибо Лии Рубштейн, Куле, Лене Модель, Асе Вайсман, Ане Школьник, Яше Лобкову, emahunt, dpetrov,
15 мая 2007 г.