Яблочная душа
Четверг, 19.02.2009Лицо это где-то давно видела, ещё песню помню. «Маленький двойной». Кто-то заикнулся, что творчество её - фольклор русских хиппи. Да, на концерте Умки я побывала впервые. Действо происходило в клубе «Манхэттен», Анна Герасимова (Умка) выступала без своего легендарного «Броневичка», с гитаристом и под акустику. Вероятно, это был самый рядовой «сейшн» в петербургском клубе (сама группа из Москвы), но для таких как я зрелище стало настоящим открытием.
В песнях Умки прослеживаются мотивы джаза, блюза, рок-н-ролла. Её голос кого-то очень напоминает, в то же время отыскать такой тембр в России, да и по всей Европе будет очень сложно. Дженис Джоплин, вокалистка «Колибри»... Нет, Умка у нас одна такая, кстати, она сама заявляет: «Я - не Нани Бригвадзе». А ещё Анна поет про «Сайгон», про горестную судьбу российских хиппи и советских людей - Умка начинала аж в 80-х. Легкость в движениях, непосредственность, внутренняя свобода, рвение к которой чаще просыпается у юных музыкантов - все это присуще и Анне. Она давно могла бы стать такой же по величине звездой как, скажем, БГ или Арбенина, но «коммерчески успешно всенародно подыхать» - не её удел, Умка осталась в андеграундных временах, чем очень довольна.
Концерт прошел весьма позитивно, если не считать яростных восклицаний гитариста по поводу звука, хотя его «что за х...!» зрителей очень веселило. Места в зале заняли волосатые, бородатые и улыбчивые люди, были и дети, и даже один «олдовый» хиппан с косами чуть ли не до колен затесался. Некоторые приехали из Риги, посмотреть на товарищей, начинающую эстонскую группу, которая разогревала зал перед выходом Умки. А после выступления началась охота «за горячими пирожками», так Анна величает свои пластинки, которые, кстати, сама и продает. Ей, наверное, дня через три снова на поезд, снова к поклонникам, журналистам и старым друзьям, но а пока она не убежала, я взяла у неё интервью. Захотелось отвлечься непосредственно от музыки и побеседовать с Анной, как с филологом.
Анна, Вы любите сказки?
Анна Герасимова: Про Курочку Рябу там... Про Избушку лубяную.
Героиней какой хотели бы стать?
Анна Герасимова: Я уже стала героиней сказки.
Какой же?
Анна Герасимова: Про самое себя. Я очень люблю теорию волшебной сказки. Эта теория была разработана в 20-е годы прошлого века. Суть ее в том, что все сказки - речь идет об индоевропейских - строятся по одному типу, там есть разные ключевые моменты, которые повторяются в известной последовательности. Например, герой покидает дом, надо что-то найти, герой попадает в такое-то испытание, то есть архетипические моменты происходят с героем на протяжении этой сказки, а те коротенькие сказки, которые мы знаем, являются осколками этого общего мифа. Это ужасно интересно.
Детская литература претерпевает трансформацию. Если раньше все «сидели» на Носове и Драгунском, то сейчас перешли на фэнтэзи. Почему?
Анна Герасимова: Потому же, почему в одно время с конфет «Белочка» перешли на «Сникерс». Потому что это ширпотреб... Да, действительно, советская детская литература была очень хорошей, в частности, потому что многие хорошие писатели шли в детские, благодаря тому, что там можно было выражать свои мысли и не врать. У нас была очень сильная детская литература, а теперь все же хотят модными быть, поэтому детских писателей нет.
Текст: Анна Радаева
Фото: Полина Костичкина