pagedaun ([info]pagedaun) wrote,
@ 2009-11-06 12:20:00
Сделал интервью с Умкой
Опубликовано в журнале "Культпоход", 11, 2009.

ДЫРКА В ЗАБОРЕ
Ее песни не крутят по радио, не говоря уже о ТВ. Зато их уже много лет поют в компаниях и электричках. Новые записи мгновенно распространяются по стране. Гастроли не прекращаются ни на месяц. Все это - не по правилам. Без продюсеров и менеджеров. По законам андерграунда и подполья. Оказывается, можно и так. Так даже удобнее, считает Умка. По крайней мере, у нее получилось.

- Судя по тому, что я о вас знаю, вы любите нарушать правила.
- Если мне надо перейти дорогу в неположенном месте и там не едет машина, я перейду. А специально бегать под машинами, чтобы показать гаишникам, что я не соблюдаю правил уличного движения, глупо. Нарушать правила - тоже правило. Вот, например, до недавнего времени считалось немодным вести себя естественно. Надо было обязательно как-то себя позиционировать. А сейчас опять становиться модно быть естественным, и теперь все себя позиционируют как естественные. Стараются изо всех сил! Довольно долго была такая тенденция, она как раз перед кризисом достигла своего апогея: покупать шмотки в определенном бутике, кушать в определенном ресторане. Тачки должны быть такие, ботинки такие, и галстук должен стоить столько-то, а не столько-то. А если ты находишься на другой ступеньке, то галстука не должно быть, иначе ты лох. К счастью, наступил кризис, все перемешалось, люди барахтаются и уже даже хотят быть от чего-то свободными. Раньше важна была свобода от идеологии, теперь от рынка. Кстати, о рынке. В Интернете всерьез обсуждают, можно ли на концертах продавать диски. Кто-то пишет: «Знаете, а Умка давно уже продает по сто рублей». Ему отвечают: «Конечно, ведь хиппи склонны к благотворительности». Во-первых, какие мы сейчас уже на фиг хиппи? Во-вторых, почему благотворительность? Диски в производстве – вещь недорогая. Продаешь по сто рублей - навариваешься раз в десять, если даже половину раздашь - все равно в пять. Люди ужасно смешные. У них зашоренные мозги. Если понимать свободу как свободу от зашоренности мозгов, то это, конечно, самая редкая ее разновидность.
- Музыка, которую вы играете, мягко говоря, не нова. Нормальный такой рок семидесятых. Как будто и не было последних тридцати лет. Застряли во времени?
- Не то что бы застряла, просто там интереснее. А время ко мне возвращается периодически. Периодически мы опять становимся модными, потом немодными, потом опять модными. Вот мы сейчас были в Америке на концертах своих любимых музыкантов. Это «The Dead», то, что осталось от «Grateful Dead» после смерти Джерри Гарсиа. Были на концерте Леонарда Коэна и Джей Джей Кейла. Старые люди, а как работают! Заслушаешься! Кто еще актуален у нас? Боб Дилан с последним альбомом. Игги Поп. Самые актуальные музыканты.
- А после Игги в музыке ничего хорошего не появилось? Прошло все-таки много лет...
- Я не слышала. Скажем, прославленные «Red Hot Chili Peppers» не вызывают у меня никаких эмоций. Мне даже Бьорк не интересна. Даже Ник Кейв. Не говоря уже о совсем новых, типа этой дурочки с родинкой, как ее... Эми Вайнхаус.
- Я о такой и не слышал...
- Вы молодец. А я читаю музыкальные журналы, и отовсюду на меня смотрит эта рожа. Она подружка дочки Оззи Осборна. Ее сильно крутанули, сделав упор на то, что она якобы пьяница, вся из себя маргиналка, тут попала в участок, там попала. Дескать, как это круто. Я посмотрела пару песен на видео. Ноль, просто ноль. Ни голоса, ни материала хорошего, ни драйва, ни подачи. Такая вот "современная музыка".
- Вы профессиональный музыкант?
- Я профессиональный филолог. Не играю толком ни на одном инструменте. Просто у меня хороший слух, я пою нормально и могу сочинять песни. И мои ребята не то что бы профессионалы, хотя они учились - это хорошие, настоящие рок-музыканты. Рок не терпит профессионализма.
- Всё очень изменилось за последнее время. Сегодня трудно представить, чтобы вдруг появился простой парень с гитарой типа Элвиса Пресли и перевернул мир. Нынешние музыканты начинают свою деятельность с поиска продюсера, менеджера и денег на студию.
- Это потому что люди не хотят рисковать и совершать неожиданные поступки. Все стараются как-то подстраховаться, просчитать ситуацию. А в результате получается очень скучно. Включите радио - все одинаковое, все сделано по шаблону. Но парень с гитарой по-прежнему может перевернуть мир. Просто он должен быть очень смелым.
- Как вы относитесь к высказыванию БГ: «Рок-н-ролл – мертв». Для вас это не так?
- Конечно, не так. Думаю, что и для него это не так. Товарищ Гребенщиков... пошутил.
- В свое время вы перевели роман Керуака «Бродяги Дхармы». То, чем занимаются его герои, теперь принято называть дауншифтингом. Понижением социального статуса в обмен на свободу. Это правильный подход к делу?
- Совершенно правильный. Только не на свободу – в обмен на самого себя, так точнее. Я это когда-то сделала и до сих пор ни разу не пожалела, рекомендую всем. Просто однажды перестала заниматься филологией и пошла петь на улицу. Не в клубы, а именно на улицу. Серьезный выбор: бросить налаженную жизнь и попытаться с нуля начать другую. А сейчас я уже не могу так сделать, от меня зависят люди, с которыми я вместе играю. Иногда я думаю: я чего-то достигла и теперь с удовольствием бросила бы рок-н-ролльную деятельность и занялась чем-то еще. Но потом выхожу на сцену и обо всем таком забываю. Все-таки лучше ничего не придумаешь.
- Так вы и так много чем занимаетесь помимо рок-н-ролла. Переводите, стихи пишете. Существует книга стихов Умки?
- И не одна. Только мои книжки в магазинах не продаются. Это чистый самиздат. Мне не раз предлагали выпустить "нормальную" книгу, в твердой обложке, в официальном профессиональном издательстве. Но зачем мне такая книжка? Я хочу видеть лица тех, кто будет ее читать. И не хочу, чтобы она лежала, как говорится у Цветаевой, "в пыли по магазинам". Мы нашлепали на принтере стихи, скрепили скрепкой и продаем сами по сто рублей. Разбирают как горячие пирожки. А зайдите в любой книжный магазин: сколько там лежит никому не нужных поэтических сборников! Кроме самих поэтов, сегодня их никто не читает. Поэтическая тусовка - закрытая, герметичная. Они иногда приглашают меня выступить. И знаете, когда я первый раз попала на их мероприятие, я увидела, как они на меня смотрят. Если бы я не пела рок-н-ролл со сцены, если бы не совершила тот "дауншифтинг", о котором вы говорите, и не залезла бы на соседнюю гору - меня с этой горы никто не увидел бы. А тут гляньте: рок-звезда, а стишки пишет! Ах, как это интересно. А так было бы: ну, очередной филолог пишет стихи. Все филологи пишут. Подумаешь! Причем я, как профессионал, знаю, что стишки мои довольно обычного качества, но благодаря тому, что я привыкла выступать на сцене, в них есть некий посыл, который цепляет. Драйв, жизнь. То, чего в тусовке не высидишь.
- А обыкновенные люди как на вас реагируют? Не пишущие стихов и не слушающие рок-музыку?
- Мы играем много бесплатных концертов. Туда часто попадают случайные люди, например, тетеньки моего возраста и постарше. Иногда после концерта они подбегают: «Заинька, как же здорово, как отлично! Мы никогда в жизни такого не слышали!». А кто-то, наоборот, сразу уходит. Нас для них не существует. Так же точно, как для меня не существует какого-нибудь там, ну, скажем, фильма «Матрица».
- А говорят, что хорошо реагирует на проект только целевая аудитория. Выходит, исключений из правил больше, чем самих правил.
- Про целевую аудиторию - это все сказки, придуманные, чтобы обеспечить рабочие места маркетологам. Просчитать ничего нельзя. Не только в сфере так называемого энтертейнмента, как бы это перевести? - художественного обслуживания, - а и во всех остальных. Невозможно предсказать, что людям понравится, а что нет.
- Ну и слава богу. Значит, в системе есть много дырок, она не полностью предсказуема.
- Конечно. Это же наш лозунг: «В каждом заборе должна быть дырка!» На каждом нашем диске есть эта надпись.

Досье:
Умка (Аня Герасимова). Родилась в Москве в 1961 году. Рок-музыкант, поэт, литературовед, переводчик. Окончила Литературный институт как переводчик с литовского языка. Специалист по творчеству обэриутов (Александр Введенский, Даниил Хармс). Перевела романы Джека Керуака «Бродяги Дхармы» и «Биг Сур». Говорят, что многие песни Умки («Автостопный блюз», «Стеклянная рыбка», «Джанки») стали частью городского фольклора. Лидер рок-группы «Умка и Броневик». Выпустила более тридцати музыкальных альбомов. Регулярно гастролирует по России, бывшему Союзу и за рубежом (США, Европа, Израиль).


Источник: http://pagedaun.livejournal.com/352487.html