Воспитанная в интеллигентной семье на «сольфеджио и фортепьянах», свои первые песни Анна Герасимова написала в 1985 году, за что вскоре получила прозвище «Умка». Столичная «системная» тусовка оценила ее музыкальные эксперименты на «отлично» - отличное сочетание западного рока с русским текстом. По-другому и быть не могло: за что Анна ни берется, она все делает «на золотую»: с отличием закончила английскую спецкошлу, с красным дипломом - литературный институт имени Горького, успешно защитила кандидатскую, создала отличную рок-группу. Блюз-роковая команда «Умка и Броневик» (ранее - «Умка и Броневичок») — один из самородков отечественного андерграунда, которого с нетерпением ждут в любой точке страны. Музыканты не сбавляют темп и постоянно находятся на гастролях: за пятнадцать лет пройдено сотни тысяч километров по России, Европе и Америке, написано множество песен, выпущено более двух десятков альбомов. В этот приезд Умка дала два разных по духу и содержанию концерта: в акустике (для ценителей) и в электричестве (для всех).
- Анна, вы стараетесь каждый год приезжать в Саратов, замечали, как меняются относительно времени и места публика и реакция зрителей?
- Я достаточно часто бываю в Саратове - у меня здесь друзья живут. Не забуду, как хорошо нас приняли в первый раз. Рок-клуб «Варьете», где мы выступали, был маленьким, народу было тьма, восторг был всеобщий. В принципе, и сейчас неплохо, но в таком заведении... (оглядываясь вокруг). Не люблю слово «гламурный» - пафосном, серьезном - мы редко выступаем. В Саратове мы раньше в таких не играли, но ничего, тут хороший звук, свои люди занимаются арт-менеджментом, так что все будет неплохо.
- Вам больше нравятся маленькие клубы?
- В маленьких клубах все демократичнее, а тут ребята на входе сразу такую активность развернули, стали фэйс-контроль проводить. Я им сразу сказала: «Может, я не прохожу по фэйс-контролю? Может, я тогда играть не буду?»
- Вас охрана решила прошмонать?
- Нет, нет, они нас совершенно не шмонали. А нашими друзьями заинтересовались. Сейчас они всех пускают.
- У вас до сих пор нет собственного жилья. Что вы считаете своим домом: Москву, Севастополь? Или ваш дом - дорога?
- Главным образом, живу в Севастополе, там хорошо. С домом сложновато дело обстоит, своего-то ничего нет. В Москве, может быть, будет размениваться квартира, которая принадлежит не только мне, это не очень интересно.
- Наболевший вопрос?
- Не столько наболевший, сколько осточертевший (смеется). К этому не хочется прикладывать усилий - все равно все время ездим, но с возрастом думаешь: может, иногда стоит пожить и на одном месте?
- У вас бешеный ритм - по 200 концертов в год, как вы восстанавливаете силы?
- Мы стараемся не очень сильно уставать, не превышать своих физических возможностей. Лично я гимнастику свою делаю каждый день.
- «Свою» - это какую?
- Частично - йоговская, частично — обычная, какие-то растяжки, упражнения. Не курю, алкоголь практически не употребляю и прочее.
- Только рюмочку коньячка перед выходом на сцену?
- Я уже и коньячок не могу — надоело. Тяжело стало.
- Сейчас возрастает интерес к рок-музыке...
- Разве? Я этого не заметила (смеется).
- ... восстанавливаются старые группы...
- Так это ностальгия старшего поколения! Молодежь так же нами интересуется, как и 10-15 лет назад. Молодежь любит и чувствует живое. Я имею в виду нормальную молодежь, а здесь больше людей средних лет, потому что клуб такой.
- Здесь сидят состоявшиеся люди, которые могут себе позволить кружку пива за 160 рублей.
- А что? Хорошее пиво лучше, чем плохое.
- Вы говорили, что последние два года вам не пишется
- Есть несколько новых песен, но мало.
- Это напрягает?
- Нет, не напрягает — много концертов, всякого нового-интересного вокруг. Вот пластинку виниловую выпустили.
- «Благородный винил» дает качественный звук и предназначен для меломанов-коллекционеров, а простым людям на чем его слушать?
- У многих остались вертушки, да и купить проигрыватель не проблема - ими полон Интернет. В мире огромный интерес к винилу. Мы сами слушаем в основном винил. Если сравнивать с МР3, то звук совсем-совсем другой.
- Расскажите какой-нибудь интересный случай.
- Если меня просят что-нибудь рассказать смешное или интересное – я все забываю мгновенно. Как только я слышу: «Аня, расскажи анекдот», я - раз, и все забыла. Жалко, конечно, а к случаю могу рассказать.
- Вы выступаете без сет-листа, как вы ориентируетесь? Исполняете ли песни на заказ?
- Смотрим на зал и поем то, что в голове укладывается. На заказ иногда поем, если кто напомнит песню, которую мы и сами собирались исполнить. Если я одна на сцене, то могу реагировать на просьбы зала. Когда мы в электричестве выступаем, то сами рулим в том, что нам хочется сыграть.
- Вспоминая гастроли в США, вы говорили, что американцы быстро врубаются в драйв, так же как и наши…
- Да, иногда даже лучше.
- Понятно, что вы им как сестра, поскольку воспитаны на американской рок-музыке, а они не задаются вопросом о том, что же тут для них русского, кроме текста?
- Им очень приятно, что ребята из России играют американскую музыку. И потом, Америка – мультикультурная страна, они привыкли к огромному количеству людей, которые приезжают из разных стран и встраиваются в американский порядок вещей. Приехали, скажем, итальянцы, русские, узбеки, самоеды - играют рок-н-ролл, а что? Это нормально и это трогательно – братья, кайф, только играйте хорошо.
- Они предъявляют претензии к уровню исполнения?
- Да нет у них никаких претензий, просто играть надо по-честному и все будет отлично.
- В США у вас смешанная аудитория - коренные американцы и вольно изгнанные российские поселенцы, а в Израиле и в Германии?
- В Израиле - только наши, израильтяне не ходят на такие мероприятия. В Германии мы несколько раз выступали исключительно для немцев, и они прекрасно нас восприняли. Я еще спрашивала парня, который нам устраивал концерты: «Зачем немцам рок на русском языке?» «Сейчас увидишь», - сказал он, и все прошло «на ура» даже в огромной аудитории.
- Там клубы больше наших?
- Разные. Есть и маленькие, как «Мэшин Хэд», есть и большие, как «Тинькофф». Очень много чего перед глазами проходит, а я все в тетрадочку записываю...
- Вы ведете дневник?! И как он помогает?
- Дневник мне помогает не забывать детали и не теряться в потоке событий.
- По образованию вы филолог, переводчик, кандидат наук. Почему, говоря о последней своей работе по Введенскому, вы сказали, что поставили точку в профессии?
- Это книга Александра Введенского, которую я составила, написала предисловие и комментарий. Я надеюсь в дальнейшем такого серьезного филологического труда не предпринимать, потому что это невероятно утомительно, отнимает много сил. Я не готова отдавать свою жизнь филологии. На последнюю работу ушло полтора года, но это не значит, что я упорно сидела над ней целыми днями, за то же время я выпустила виниловую пластинку и прокатала ее по миру.
- А переводы тоже «закрытая тема»?
- Сейчас выходит одна книжка - биография Кейта Ричардса, которую он сам надиктовал. Я хочу ее перевести. Это будет как «I need more» Игги Попа, только гораздо больше по объему.
- «Звезды» обычно жалуются, что не могут найти средств на запись нового альбома. Как вам удается записываться «в экономном режиме» за очень скромные суммы?
- Студийная запись - это самая дешевая вещь, если ты знаешь свой материал. Просто им мало денег на жизнь.
- Вы еще и умудряетесь сделать это за три дня!
- Ну, не за три дня, а за две-три недели. Если ты знаешь, что хочешь сказать, у тебя все отрепетировано, то этого срока вполне достаточно.
- Выходит, наши «звезды» попросту лукавят?
- Конечно, они всегда лукавят. Они же выпендриться хотят, пальцы гнуть, как в анекдоте про галстук: «Я за двести долларов галстук купил! - Ну и дурак, за углом точно такой же за триста».
- Что стоит в ближайших творческих планах?
- Даже не знаю… Мне бы с этого турне живой вернуться (смеется). Впереди много городов – Волгоград, Уфа, Самара, Оренбург, Челябинск, Свердловск, Каменск-Уральский, Новосибирск, Томск, Тюмень, Пермь, Ижевск, Казань и потом еще Нижний.
- Внушительный список! А кто занимается организацией?
- Сама. Я этот тур выстроила по предложениям. Собрала все в единую цепочку и сказала, у кого какой будет день.
- Всюду вы останавливаетесь у друзей, это принципиально?
- Не то, чтобы принципиально, мы так предпочитаем, потому что это гораздо удобнее – чувствуешь себя как дома, общаешься с приятными людьми, можно что-нибудь приготовить, чайку попить, а в гостинице неуютно.
Вы любите готовить?
- Я хорошо готовлю и люблю всех кормить.