Re: Свобода волю :(

On 11-Apr-2000 Dmitry Orlov wrote:
> Hi!

> Законогмерная еще не значит детерминированная. Квантовая
> механика оперирует закономерностями, но не в состоянии
> детерминировать поведение
> описываемых объектов.

> Свобода - это не то, что именно ты выбираешь, а возможность
> выбирать.
>
> dima

Про квантовую мех. сложно судить, правда?  Но есть любопытное
рассуждение, о котором почему-то не широко
известно. Оно известно было сразу со времен Ньютона и Декарта.
Его вместе с "парадоксом ночи" обычно приводят, а первого автора
я не помню, наверно тот же Декарт. (Парадокс ночи: если
вселенная бесконечна и вечна, то в любом направлении взгляда мы
увидим бесконечное число звезд. Откуда ночь?)

Ну вот, парадокс детерминизма:

Детерминизм, это значит, от причины к следствию ведет _один_
заранее определенный путь. (Это для простоты формулировка
такая).

Есть состояние мира М1 и мы его знаем - есть состояние сознания
С1. Мир развивается в состояние М2. И мы его тоже знаем,
вычисляем, зная законы развития - состояние С2.

Все, получили ДВА пути, что противоречит определению
детерминизма.

        М1 ---> С1
        |       |
        |       |
        М2 <--- С2

А значит, детерминизм внутренне логически противоречив и даже
немыслим без всякой квантовой мех. Любимое развлечение батюшек в
XVII веке прихожанам мозги пудрить, доказывая сотворенность мира.

М.

E-Mail: Michael Bykov <[email protected]>
Date: 12-Apr-2000 Time: 12:31:35