Re[4]: к-культура

Привет Michael,

MB> Проще если взглянуть, есть два края в христианстве, где оно
MB> перестает быть. Правый уклон и соответственно левый. Либо
MB> отрицается божественная природа Христа, либо человеческая.
MB> Это не имеет временных рамок, это границы христианства вообще.
MB> Поэтому это не течение в христианстве шестого века, а просто
MB> ошибка, которую делают и будут делать все начинающие думать на
MB> эту тему. Просто Арий первый наткнулся на грабли. Натурально,
MB> его и заклеймили анафемой как фраера.

Я бы посоветовал не торопиться с таким заключением. Дело в том, что во
времена, когда все эти идеи формировались, дело же решалось не только
духовно-философскими методами.

Ты же не знаешь, какими были бы доводы Ариан, если бы военная удача
была бы на их стороне.

Вот прикольная цитата как раз на эту тему.(Л.Н. Гумилев"Этногенез и
биосфера земли")

///////////////////////////////////////////////////////////////////
В начале IV в. в Александрии начался спор между пресвитером Арием,
человеком ученым и безупречным, и епископом Александром, которого
поддержал диакон Афанасий, аскет и искренний борец за свои убеждения.

<skыp>

В IV в. были уже отброшены монархианство, согласно которому Христос -
это Бог-Отец, и учение Павла Самосатского, учившего, что Христос -
человек, осененный божественной мудростью. "А как же тогда?" - ставили
вопрос пытливые умы. Им ответил пресвитер Арий: "Христос -
божественный Логос, но поскольку он - Сын Божий, постольку,
следовательно, было время, когда он не существовал. Логос предвечен,
но не вечен; он "меньше" Отца, ибо имеет свое "начало". Если Логос не
рожден, то, значит, Бог-Отец - не отец, а Бог-Сын - не сын".

"Нет,-возражали Арию епископ Александр и диакон Афанасий, - Отец и Сын
сосуществуют, а Сын рождается, как луч света, от источника света.
Слово "Отец" и "Сын" - это просто метафора; на самом деле Логос - одно
лицо (ипостась) Святой Троицы"[20].

Уточним проблему. Арий утверждал подобосущее Сына - Отцу, Афанасий -
единосущее. В греческом языке эти слова различаются лишь одной
буквой... Стоило ли ради этой буквы убивать столько людей в течение
почти трехсот лет! Конечно, не стоило, а если и убивали, то не ради
нее и не из-за нее, а просто под прикрытием ее.

Но выбор повода показывает, что не только церковные мыслители, но и
массы людей безграмотных были способны начертать на своих знаменах
философские символы и идти с ними в бой. В то время мысль была
уважаема.

Поэзия философских понятий вовлекла в свой круг всю восточную половину
империи. В спорах приняли равное участие ученое духовенство и народ. В
321 г. поместный Собор в Александрии осудил учение Ария. Вселенский
Собор в Никее в 325 г. решил вопрос в пользу учения Афанасия. Арий был
отправлен в ссылку, а его сочинения сожжены.

В 335 г. в ссылку был отправлен оговоренный Афанасий, а через год
император Константин реабилитировал Ария, который вскоре умер, то ли
от отравы, то ли от руки тайного убийцы. Тем не менее ариане
восторжествовали на Соборе в Антиохии в 341 г. Им покровительствовал
император Констанций. Но, как всегда бывает, победители перессорились:
одни искали компромисса с никейским исповеданием, другие шли дальше
Ария, требуя, чтобы все догматы были ясны разуму, третьи предлагали
обтекаемые формулировки, чтобы избежать упреков в неправоте.

Официальную доктрину арианства выработал Собор 359 г. в Римини. За
истекший период были крещены готы, бургунды, вандалы, лангобарды. Они
составили гвардию Констанция, управлявшего весьма беспокойной страной.

А никейцы сидели в ссылках. Выпустил их только язычник Юлиан, давший
свободу вероисповедания, для того чтобы христиане боролись друг против
друга.

Только в 381 г. испанец Феодосии созвал II Вселенский Собор в
Константинополе, который предал анафеме ариан и македонян[21]. С этого
времени арианство стало исповеданием германцев, а не римлян.
Философема перешла из поэзии понятий в этиологию.

Конфликты иной раз возникали не по принципиальным вопросам догматики,
а на почве недоразумений, имевших отнюдь не теологическую подоплеку. В
439 г. константинопольским патриархом стал Несторий, родом перс,
человек весьма строгий и ученый. То и другое задевало столичное
духовенство, не чуждое мирским соблазнам, против которых в 397-404 гг.
боролся еще Иоанн Златоуст, тоже неудачно. В богословском прении
Несторий произнес фразу, канонически бесспорную: "У Бога нет матери".
Его враги тут же перетолковали этот тезис как хулу на Деву-Марию. И от
Нестория избавились, осудив его на Эфесском Соборе 431 г.

Казалось бы, тут-то и установить мир, но египетские монахи высказались
за отрицание человеческого начала в Христе, и в 449 г. в тот же Эфес
съехались на Вселенский Собор представители всех церквей империи, а
также тех или иных направлений. Речь шла о том, имелась ли в Христе,
наряду с божественной, человеческая субстанция? В те времена это был
вопрос не праздный. Если правы египетские монофизиты, то страдал на
кресте не человек, а Бог, который мог легко переносить муки и даже не
ощущать их. А коль скоро так, то он нам, людям, не пример, ибо мы
слабы и боли боимся. Но, с другой стороны, не есть ли признание в
Христе человеческой природы - его принижение? Поэтому монофизиты
кричали: "Надвое рассеките признающих два естества!" Собор обещал быть
бурным.

Учение о двух естествах поддерживали греки и италийцы (патриарх и
папа); против них выступали египтяне. Во время заседания в помещение,
где заседал Собор, ворвалась тысячная толпа египетских монахов,
нечесаных, бородатых, во власяницах и с большими топорами. Монахи
стали избивать епископов, поломали пальцы писцам, патриарха топтали
ногами.

Ну и так далее. Но в конце победили наши. А победителей не судят.