[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
Обэриуты
Привет. Занимались мы летом археологическими раскопками на берегу Оки, и я
смеясь рассказал историю, как Умка утверждала тему своего дисера по
обэриутам, а ей сотрудник литинститута сказала "надо же, такая маленькая
народность, а свой эпос есть". Так вот. Она была абсолютно права. И историки
уличили меня в невежестве. Обэриуты - это национальность! И судя по всему -
Умка - к ней принадлежит! Пора вывести их на чистую воду.
******************************
Впервые упомянуты у Геродота под именем <оберы>. Плиний Старший перед тем,
как упал в кратер Везувия писал о том, что оберы были мореходами, торговали
солью, коноплей и пушниной. Примечательно, что у оберов существовали
наконечники стрел в виде знака, известного более под названием <козы>.
Наличие данных артефактов, видимо, свидетельствует о зачатках скотоводства у
носителей обериутской социокультурной общности. Впоследствии, когда эти
племена полностью перешли на оседлый образ жизни, одной из основных злаковых
культур в хозяйстве обериутов стала конопля. Со значительной долей
уверенности можно утверждать, что, очевидно, практически никаких сведений об
обериутах, относящихся к эпохе великого переселения народов, в письменных
источниках не содержится. Все чем располагает в настоящее время историческая
наука это смутные упоминания о народе <oberutas>, приславшем свое посольство
ко двору Атиллы. По-видимому, именно эти племена имеет в виду Иордан,
который в своей <Gettica> описывает народы, живущие в :. Этот факт впервые
отметил Шлецер в своем основополагающем труде <Die :.>.
В <Церковной истории> Прокопия Кесарийского обериуты упоминаются как первый
среди варваров народ, принявший христианство и первый официально
отказавшийся от него. Отчасти причиной отказа от христианства послужил ряд
ересей, не обошедших стороной и обериутов и сотрясавших в течении
десятилетий этот la petit comminute (по меткому замечанию Ф. Броделя):
Известный арабский путешественник Ибн-Фадлан писал об обериутах: <Они
продают свой товар только за белые дирхемы. И когда накопят их тысячу штук,
дарят своей жене ожерелье, так что на многих их них можно видеть их по
несколько рядов>.
<Если же кто-то решит привезти свой товар в наши города, то брать с того-то
столько-то: а с обериота 3 скоти (Раффельштадтский таможенный уставб 1-я
пол. Х в.).
Следы обериутов встречаются и древнерусских источниках. Так, сохранилось
свидетельство в Лаврентьевской летописи: <Оберутами же прозвахуся зане бо
Оберутия земля их>.
Отношения обериутов с русскими долгое время были весьма неоднозначными.
Известно, что в 9: году киевский князь Святослав собрался в поход против
обериутов: <В лето 6: поидоша Святославе на аберути, обаче ничтоже не
обретоша, паки обломахуся. Тое же зимы грехов ради наших поиде аберути на
Святослава и стол его разориша, и козла злаго паки на воротех прибиша. И
бысть плач по всей Руси сорок ден и не бысть того допреже> - скорбно пишет
киевский летописец. Важно отметить, что именно после этих событий в русский
язык прочно вошло слово <обирати>, этимологически безусловно связанное с
этнонимом <аберут> (оберут).
О роли обериутов в русском обществе говорит следующий фрагмент из <Русской
Правды>: <Аще убиет аберут рядовича, то платит вдвое, оже варяга, то по
рублю с полтиной, оже закупа, то семь шкур имати, оже смерда, то на сем вины
не емлет>.
В <Поучении> Владимира Мономаха о переходе через обериутские земли говорится
как о подвиге: <: И Бог неврежена мя соблюде. И с коня много падах, голову
сих розбих дважды, и руце и нозе свои вередих:>.
Не остались в стороне и берестяные грамоты. В одной из них читаем: <Поклон
от Борзяты ко матери ко Евфимии. Мы здоровы ести, зане коноплу едяху. Оже
пускают зелье к Новегороду без урону, то весть во дай: А с оберут народа
емлем по куне с возу. Оже не прислаше, то сем в борзе буду и кланяюся>.
В Первой Новгородской летописи под :. годом встречаем сообщение о поездке
новгородского епископа в абериутскую землю с целью обращения местного
населения в православие. Миссия успехом не увенчалась. По образному
выражению новгородского летописца, обериуты владыку <зело поносно ругаша и
путь указаша>.
Нельзя не отметить, что германских языках также встречается упоминание
этнонима <обериут> <оберут>. Согласно исследованиям академиков Г. Шарра, З.
Марра и Г. Карра, результаты которых наиболее полно изложены в монографии
профессора К.Г. Мрочек-Дроздовского и развиты в серии статей академика
Берлинской АН К. Гештальта , выходцы из племени <оберутов> в период раннего
и развитого средневековья (VIII-XIII вв.) занимали высшие командные
должности в войсках германских императоров. До наших дней в немецком языке
сохранилась лексема uber, производная от самоназвания абериутов и означающая
ныне <высший, верхний>. Любопытно, что данная лексема до сих пор
используется в названиях некоторых воинских званий немецкой армии (например,
обер-лейтенант).
****************************************************************************
*****