Re: Privet

Здравствуй, Наталья.

Friday, July 27, 2001, 6:23:03 PM, you wrote:

(скип)

GCC> Я вам про Чехова забыла сказать. Меня от Чехова
GCC> тошнит. Если бы не все эти вступительные экзамены
GCC> (четыре раза -- стыдно, немедалисту) то я бы, после
GCC> школы, читать его не стала. Мне из-за него стреляться
GCC> хочется. И всё понять не могу, почему он не застрелился
GCC> прежде, чем всё это написал. Хотя, справедливости
GCC> ради, когда я чуть подросла, то начала считать, что
GCC> он это всё по отходняку.

В творчестве Чехова, имхо, отразился кризис гуманизма. В его душе не
осталось места надежде на Бога (хотя к церкви он хорошо относился).
В то же время он был слишком наблюдателен и умен, чтобы надеяться на
человеческий разум.
Итак, кризис гуманизма на пороге ХХ века. Мрачные предчувствия.
А вот что не застрелился, в это он как раз молодец. Трудился, не
покладая рук. Писал книги, лечил людей, деревья сажал.

GCC>  А жил, может, вселяя в людей.

Наверное, действительно, вселял. Мне трудно сказать наверняка, но вот
Оруэлл, например, тоже беспросветный ведь. Тем не менее, я помню, как
лет ...-дцать назад прочитал "1984". Осознание чего-либо, пусть своей
слабости или даже обреченности, всегда лучше, чем неведение. По
меньшей мере, знаешь, что ты не одинок, что жили люди, которых
тревожили те же вопросы, мучили те же проблемы. Уже одно это вселяет
мужество.
Можно еще для примера взять "Кота внутри" Берроуза. Или фильм "Заводной
апельсин" Стэнли Кубрика.
На мой взгляд, религия, опора на Бога -- лучше, несравненно надежнее.
Но что делать, если человек не встретил Его? Или потерял?

(скип)

GCC> Это вы ещё визга по-поводу Ницше не слышали, а я грешным
GCC> делом, как имя его увидела, так чуть не сорвалась в галоп, даже
GCC> не разбирая что, к чему, в ответ на какое послание... Ещё тот
GCC> горлопан был, но может быть он пел хорошо, как знать, в узком
GCC> кругу друзей, так сказать.

Ницше -- это та же боль, вопль затравленного зверя. Скольких людей он
пробудил этим криком, в той же России! От Василь Васильича до Шестова
и Бердяева. Навсегда излечил от смертельной болезни тех времен: позитивизма.
Дальше они уже сами искали путь, каждый по-своему, но толчок к поиску
был дан этим "горлопаном". Трагическая фигура, что и говорить. Чего
стоит одна его предсмертная фраза: "Ты победил, Галилеянин"!

GCC> Наташа с приветом

Тарас с ответом :)                    mailto:[email protected]

PS. Получилось, вроде как я большой любитель Чехова и Ницше. Это не
совсем так. Если б я их четыре раза (к вступительным экзаменам
готовясь) перечитывал, меня б тоже стошнило. Может быть.
И потом, я Чехова отделяю от Антоши Чехонте. Часто, когда человеку
талант дан с молодости, он им не сразу может хорошо распорядиться. Не
хватает чисто житейского опыта. Это и у Пушкина можно проследить, и у
Гоголя (этот, как его, "Ганс Кюхельгартен"), и у других.
Какая досада, что в школе в основном именно на Антоше Чехонте упор
делают, в силу его большей доступности. У других писателей берут наиболее
сильные, зрелые произведения, а тут...

PPS. Быков скажет, что Василь Васильич -- самородок, и Ницше тут не
при чем ;)
Леонтьева еще, пожалуй, вспомнит.
И что Аристотель у Платона не учился ;)))
Эх, Миша, знал бы ты, как я скучаю. "И на кого ж ты меня поки-и-нул..." (с)