[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
Umka's interview
Здравствуйте!
вот, может быть, кому-то это будет интересно.
Оригинал находится здесь: http://www.day.kiev.ua/rus/1999/218/culture/cul1.htm
там еще фотография есть, правда, небольшая.
С уважением,
Александр Гросман
УМКА: ╚Конца света не
существует╩
Разговор с Аней Герасимовой ≈
путешественницей, филологом и интересным
человеком
Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, ╚День╩
Персоны культовые ≈ непременный
атрибут современности. Мы видим и слушаем
не столько определенного человека, сколько
набор более или менее привлекательной информации, совпадающей с
реальной личностью лишь частично. Внезапная гостья осеннего Киева ≈
Умка, она же Аня Герасимова ≈ далека от какой бы то ни было
культовости хотя бы в силу недостатка все той же информации. Впрочем, и
в культе-то особой необходимости не было ≈ ведь иногда лучший способ
общения с миром ≈ попросту быть самим собой. У Ани это получалось
даже во времена повального лицедейства; именно поэтому, к примеру, в
восьмидесятых на территории бывшего СССР любой из наших
доморощенных хиппи знал как минимум пару ее песен, а уж ╚Автостопный
блюз╩ слушали далеко за пределами любой неформальщины. Сейчас уже и
хиппарей тех нет, а на размеренные, спетые взволнованным полудетским
голосом блюзовые баллады находятся все новые и новые слушатели ≈
независимо от их, слушателей, уровня образования и денежности. В Москве
на концертах Умки и ╚Броневичка╩ стабильно наполняются залы, вышли
уже первые компакт-диски ≈ и все это без особых усилий по печально
известной ╚раскрутке╩.
Секрет независимости от громокипящей эпохи прост. Умка продолжает
оставаться собой ≈ мудрой маленькой путешественницей,
разговаривающей с миром своими песнями. Если же добавить к этому
обширные литературные познания, с успехом защищенную кандидатскую
диссертацию ╚Проблема смешного в творчестве обэриутов╩ (1989), то образ
вольного менестреля, который наверняка уже начал складываться у
читателя, претерпит усложнение: как так ≈ автостопные песенки ≈ и
кандидатская? Вышеуказанный недостаток информации, понятно, не
облегчает дела. Впрочем, пребывание Умки в столице Украины было
довольно плодотворным: выступления на ╚1+1╩ в передаче ╚Не все дома╩ и
в эфире ╚Нового канала╩; многолюдный ╚квартирник╩ в дружественном
офисе и концерт в ╚Киноклубе╩. Однако невнимание печатных средств
массовой информации вызывает легкое недоумение. Не так за державу, как
за собственные и читательские мозги обидно. А чего проще ≈ встретились
и поговорили.
≈ Какое место на карте твоих странствий занимает Киев?
≈ Я сегодня подсчитала, что я в Киеве в седьмой раз. Бывала и летом,
и зимой, и осенью, и весной, исходила весь город пешком. Изумительное
место, настоящая столица, при этом гораздо теплее и мягче, чем Москва, и
уж тем более, чем Питер. И друзей у меня тут навалом. Так что стараюсь
использовать любую возможность, чтобы сюда попасть. Из Киева еще один
из самых близких моих старых друзей ≈ здешний поэт Игорь Винов, мы с
ним вместе учились, ну и он меня учил много чему.
≈ Как ты ощущаешь Киев и Украину в смысле интересных
тусовок?
≈ Вообще, мне мил и близок южный менталитет. Правда, когда мы
приезжаем в Харьков, Киев, Днепр или Севастополь, вокруг собирается, в
основном, не украинская, а местная русская публика, что вполне понятно.
На самом деле мне до сих пор сложно понять, что мы ╚разделились╩, что
Украина ≈ отдельное государство и все такое. Не в смысле
русско-советского подминания под себя ╚союзных республик╩, конечно.
Мне чрезвычайно милы некоторые украинские музыки, в первую очередь
это переставшие, увы, существовать ╚Браты Гадюкины╩, вообще гениальная
была группа, в мировом масштабе, ну и ╚ВВ╩ тоже ого-го. Но с ними лично
сталкиваться не приходилось. Еще наш любимый писатель у вас тут есть ≈
Лесь Подервянский.
≈ Для кого ты пишешь и поешь песни?
≈ Для всех людей.
≈ Откуда они берутся?
≈ Вопрос совершенно неприличный. Можно не отвечать? А-а, ты
имел в виду песни. Ну, приблизительно оттуда же.
≈ О чем эти песни, по-твоему? Кто- то говорит о своих вещах:
╚это о любви╩, ╚это об отсутствии любви╩, ╚это о том-то╩ ≈ можешь ли
ты так сказать о своих произведениях?
≈ Конечно же, нет. Я всегда поражаюсь, когда люди говорят, что
пишут ╚о любви, о жизни╩, или что-нибудь еще в этом роде. Так и хочется
добавить: ╚об успехах в учебе и счастье в личной жизни╩. Мои песни ≈ о
том, что у меня в голове. Об устройстве моей головы. О том, как внутри нее
они образуются. Любой продукт человеческого сознания ≈ об этом. А если
они при этом сохраняют видимость смысла, так это же здорово.
≈ Это ≈ блюз, баллады или просто стихи плюс музыка, плюс
голос?
≈ В разных случаях по-разному. Я же не профессиональный музыкант,
поэтому даже не тщусь изобретать что-то новое. В башке существуют
некоторые стандарты, друг на друга с течением времени наслоившиеся:
авторская песня (Окуджава, Матвеева, Высоцкий), и блюз среди них ≈
самыe мощныe. Туда же: частушка, панк, психоделический рок. Когда
приходит пора что-то сочинить, эти стандарты наготове. Зачем ломиться
сквозь лес, если можно ходить по дорожкам, причем придешь совершенно
туда же. Самое смешное начинается, когда они путаются и начинают друг
над другом издеваться. Самые прикольные вещи тогда получаются. Да еще
плюс разные стихотворные модели со всеми подобающими скрытыми
цитатами.
≈ Как ты относишься к новым электронным стилям?
≈ С отвращением.
≈ Положа руку на сердце: такая штука, как известность, имеет
для тебя значение?
≈ Ясное дело, имеет. Как она может не иметь значения? Это же кайф.
Тем более, что моя известность ≈ очень относительная. Я известна в
основном среди тех людей, которые мне милы и симпатичны ≈ благодаря
отсутствию всяческой раскрутки и ротации меня ╚случайные люди╩
практически не знают. А если знают, значит, уже не случайные. Поэтому
все ништяк.
≈ По поводу случайных людей: предлагали ли тебе участвовать в
политических акциях типа ╚Голосуй или проиграешь╩?
≈ Ну, тут отсутствие известности играет мне на руку. Правда, бывают
и исключения. Так, недавно нам предложили поиграть в большом сборном
сейшене на одной сцене с вполне приличными людьми на вполне
приличной сцене, правда, с отвратительным звуком, зато с кучей
бесплатной жратвы и сотней пригласительных билетов для наших друзей.
После концерта подошел один приятель, оказавшийся журналистом, и задал
два вопроса: ╚Как тебе сейшен?╩ и ╚Как ты относишься к Кириенко?╩. Я
ответила: ╚Сейшен ничего, хотя звук не очень. А кто такой Кириенко?╩. Он
очень засмеялся и сказал, что так и напишет, но кто такой Кириенко, так и
не объяснил. Еще один большой сборный концерт устраивало ╚Яблоко╩, и я
поняла это только по тому, что перед началом нам раздавали
замечательные крупные желтые яблоки. Это мне понравилось.
≈ Известен путь: человек хиппует, тусуется, потом, остепеняясь,
становится благополучным и даже неплохим поэтом, музыкантом и т.
п. У тебя же наоборот, как ты думаешь, почему?
≈ Я не совсем понимаю, что ≈ наоборот и почему ≈ наоборот. Разве
я сейчас ╚хиппую╩? Просто у меня довольно давно уже нет своего дома, ну
и что? Придет время ≈ появится. Все это ≈ ╚тусовки╩ и всякое
сочинительство ≈ продолжались для меня вполне параллельно, что
называется, всю сознательную жизнь. А то, что я некоторое время ╚не
тусовалась╩ и занималась исключительно филологией (с 1987 по 1994 год),
связано с превратностями личной жизни. Точнее, семейной. Я понятно
выражаюсь? В свое время я могла с большой легкостью жить ╚по флэтам╩
со всеми вытекающими деталями и при этом писать диссертацию про
обэриутов. Теперь я совершенно спокойно сочетаю ╚рок╩- деятельность
(понятно, почему в кавычках?) с вполне размеренным образом жизни ≈
только по стечению обстоятельств в разных чередующихся местах. Байка о
трогательной женщине-филологе, которая, как писала какая-то рижская
газета, ╚десять лет назад вдруг бросила все ≈ мужа, сына, любимую
работу...╩ и начала сочинять всякую ерунду, к сожалению, всего лишь байка.
≈ Как ты думаешь, есть ли вообще сейчас хиппи в России, в
Украине?
≈ Боюсь, всякий разговор на эту тему в СМИ низводит ее до уровня
попсы ≈ в свое время это случилось с калифорнийской тусовкой.
Локальным образом это понемногу происходит у нас, начиная с 87 года.
≈ Вопрос о наркотиках ≈ из того же разряда?
≈ Нет, из судебно-медицинского. Я отношусь к наркотикам резко
отрицательно.
≈ Чувствуешь ли ты себя действительно свободной? Что такое
свобода, по-твоему?
≈ Иногда я чувствую себя совершенно свободной, потому что
постаралась максимально избавиться от всего, что меня связывало бы,
слишком много несвободы было навязано изначально ≈ мне и всему,
извините за выражение, моему поколению. Политика здесь совершенно ни
при чем. Когда ты каждый день ходишь в школу в заштопанных колготках
≈ вот это несвобода. Ну и так далее. Иногда мне наступают на хвост, и я
начинаю внутренне дико визжать и выворачиваться. А внешне становлюсь
ужасно спокойной и тихой и разговариваю с людьми, как с сумасшедшими,
пока всеми правдами и неправдами от них не избавлюсь. Поэтому же я
предпочитаю работать в одиночку, никогда ни с кем не связываться, кроме
самых близких людей, единомышленников. Ни над кем не начальствовать и
ни у кого не быть в подчинении. Видимо, по природе я абсолютный и
неумолимый диктатор, это мне музыканты мои неоднократно говорили.
Поэтому иногда приходится расставаться даже с самыми любимыми из них
≈ не то начинается битва гигантов на отдельно взятом клочке
пространства.
≈ Существует ли для тебя такое понятие, как ╚цель в жизни╩?
≈ Раньше я об этом часто думала. Лет до 18. Потом стало абсолютно
некогда. Честно.
≈ Литература ≈ это увлечение, работа, образ жизни или уже
прошлое? Не собираешься ли этому посвятить себя целиком?
≈ Я уже целиком. Я вся в буковках с головы до ног. Точнее, из буковок
состою. У нас в семье, когда я была маленькая, было пять пишущих
машинок. Я выросла, ничуть не сомневаясь, что буду писателем ≈
наверное, с рождения была в этом уверена. Я помню, как лет в восемь или
десять примеряла, нормально ли это звучит: ╚Толстой, Достоевский и
Герасимова╩. (╚Гомер, Мильтон и Паниковский╩). Нет, думаю, что- то не
то... Так что, увы, именно образ жизни, я от этого все равно никуда не
денусь. Другое дело, что я могу этим не заниматься годами, не вспоминать
об этом. Нет, вру, вспоминать, но не заниматься. Но это даже не приросло
ко мне, я из этого состою, это неотъемлемо, как внешность или
национальность. Это не выбор. Это тот фон, на котором существует вся
остальная я. Поэтому вопрос хороший, но праздный.
≈ Что-то кроме стихов пробовала писать и публиковать?
≈ Очень смешной вопрос. Я в последних классах школы сочинила два
романа из русского девятнадцатого века. Романы вторичные насквозь, даже
третичные и десятеричные. Смесь Василия Слепцова с ╚Путешествием
дилетантов╩, с гигантской фигой в кармане (это 76-77 годы, самое
времечко). Рассказов всяких кучу. Хорошо, что их не напечатали. В
Литинституте, обломавшись на идее собственной оригинальности,
обучалась на отделении перевода. Напереводила гору литовской, немецкой
и даже французской и английской поэзии. Подстрочников не признаю, но
даже с них кое-что переводила, когда просили. Перевела огромную
скучнейшую книгу о литовском романе и множество статей литовских
критиков. Сбежала в аспирантуру на ╚советское╩ отделение, чтобы писать
диссертацию про обэриутов, с тех пор, кроме диссертации, написала и
опубликовала несколько десятков статей ╚по теме╩. Мнээээ... и еще всю
жизнь веду дневники. Две огромных пухлых папки, все мелким
неразборчивым почерком, так что, думаю, они никому не пригодятся. Еще я
перевела ╚Бродяги Дхармы╩, роман Керуака. Так называемую
╚художественную литературу╩ не могу не только писать, но и читать.
Малейший намек на ╚фабулу╩, ╚характеристики╩, ╚стиль╩ и ╚развертывание
сюжета╩ вызывает у меня чисто профессиональный рвотный эффект.
≈ Почему именно обэриуты?
≈ Вот отчасти именно поэтому. Минимум литературы. Максимум
живого себя, честное повествование о состоянии собственной головы ≈
иногда весьма плачевном. Захватывающее чтение, особенно Введенский.
Вообще любимый человек. Как я знаю ≈ и твой тоже.
≈ Часто ли тебе говорят: пора бы тебе, Аня, повзрослеть?
≈ В последнее время, кажется, наконец обломались.
≈ Что такое конец света?
≈ Не знаю. К счастью, конца света не существует. По крайней мере,
пресловутый ╚конец тысячелетия╩, с которым сейчас так носятся, не имеет
к этому ровно никакого отношения. Ведь время ≈ совершенно непонятная
вещь, об этом у Введенского, да и не только у него, очень правильно
говорится. А люди, вместо того, чтобы по совету Введенского
почувствовать полнейшее непонимание и тем самым начать хоть немного
понимать время (точную цитату сейчас привести не могу), не просто
придумывают какое-то исчисление этой совершенно непонятной вещи, но
еще и отмечают какие-то юбилеи, придумывают ложное деление. Это
ужасно смешно и глупо. Сами придумали часы, календари и десятеричное
счисление, а теперь забегали, когда увидели три нуля подряд. Думаю, 2000
год ничем не отличается от 45-го, или 378-го, или 38957092-го. Смотря,
откуда считать. Совершенно детская затея. Единственное, что может
случиться ≈ это накопление в мировой атмосфере ауры всеобщего ужаса
перед этим надуманным юбилеем. Надеюсь, это не повлияет на
естественный ход вещей. Такое количество реальных проблем, а мы тут
ноликов испугались...
╧218 25.11.1999 ╚День╩
При использовании наших публикаций ссылка на газету обязательна. ╘ День