encyclopedija

Евдокия Кулакова

О ПОНЯТЛИВОЙ МУЗЫКЕ И НЕ ТОЛЬКО

Дорогие друзья. Можете себе представить: вышла очередная
рок-энциклопедия. И представляете себе, там даже про Умку написали. Я бы
на ее месте не обиделась, тем более что статья (написанная по большей
части самим ее предметом) при ближайшем рассмотрении просто скачана с
сайта, причем года два или даже три назад. Фотография красивенькая
помещена, дискография имеется. Правда, Миша ТрофименКО почему-то упорно
именуется "ТрофименОК", а Саныч Волгин - Санычем Врогиным (вы может
быть, скажете - так ему и надо?). Значит, не скачана, а перепечатана? Ну
ладно, это не суть важно. Зато последний состав группы торжественно
включает в себя Кожекина с Пичугиным, последний альбом, описанный в
статье - "Командовать парадом", а в дискографию запыхавшись добавлен
"Ход кротом". И, кстати, во всей дискографии ни одного компакта - одни
только "магнитоальбомы" да МС, то есть кассеты. Причем "Умка без Б",
согласно энциклопедическому изданию, выпущена "Отделением Выход", а "Ход
кротом" - и вовсе загадочной фирмой под названием "Форпост". (Ечли кто
не знает - дело обстоит ровно наоборот).

Так что Умке грех жаловаться - текст практически родной. Стала я листать
энциклопедию дальше - и тут началось.

Судя по всему, большинство статей скачано с интернета или другим путем
получено составителями от самих музыкантов. Недостающие статьи написаны
кем-то из редакции (ответственных перечислю ниже).  Кое-где узнается
Марочкин. Посколько единым духом прочесть издание сложно, пришлось брать
пробы. Для начала - очевидное (как выяснилось, невероятное).

Статья "Ковчег" отсутствует, есть только статья "Арефьева Ольга",
скачанная, судя по всему, с какого-то из ранних вариантов сайта.
Последним достижением группы "Ковчег" в этой статье предстают регги, на
гитарах в ней играет Слава Кондратьев (сколько уже лет этого не
происходит - отзовитесь, аркоманы!), не говоря уже о Мише на басу и Севе
на барабанах. Также имеется упоминание о группе "Акустик КовчеК", но это
опечатка.

Дискография Черного Лукича заканчивается 1997 годом.

Дискография "Аквариума" - 1998, Гребенщикова - 1999 годом.
Примечательно, что первый альбом (1980) называется "Скоро кончитЬся
век". Это не опечатка (cм. ниже).

Но им хоть уделено по страничке - по две (наравне, кстати, с такими
группами, как "Галактика", "Брешь безопасности", "Дай", "Огонь" - вы
знаете такие группы? Я не знаю. Впрочем, я не очень интересуюсь русским
роком. Беру навскидку). Сергею Летову посвящено две с лишним страницы,
Егора Летова отдельно нет - есть "Гражданская оборона" с дискографией по
1997 год (не знаю, есть ли там ошибки - предлагаю спецам проверить).
Статья страницы на две. А вот Башлачев заработал всего полстранички,
причем его не сразу найдешь - видимо, словник спешно пополнялся, а
выстроить его строго по алфавиту авторы не успели. Зато он
охарактеризован, как "Поэт, котоорый смог выразить весь смысл рока в
нашей стране". И еще: "Часто впадая в депрессии, Башлачев понимает свою
судьбу". Это уже явно редакционная статья.

Вообще много нового узнаешь из этой энциклопедии. Есть совсем крошечные
статьи: про группы "Наобум" (В своем творчестве группа использует
энергию в чистом виде"), "07"("К 1989 году группа перебирается в
Ленинград. И тут же становиться (sic!) ярким лицом ленинградского рока,
хотя в программах и присутствовала эстрадная нотка"), "Робин Бэд" ("их
стиль - что-то вроде современного "рок-н-ролла""), "Тяни-Толкай"
("Группа образована с 1995 году в городе Урюпинске"), "Ландыши сдулись"
(Дискографии нет, хотя были попытки записи альбома, но этому помешал
кризис августа 1998 года"), "Победный конец" ("В своей работе музыканты
используют драм-машину и множество компьютерных "примочек", что улучшило
качество игры), и др. Но рекорд краткости побила статья о Янке: она по
алфавиту последняя (даже после группы "Ят-ха") и занимает всего шесть
строк. Следующую страницу занимает информация о Всероссийской Ассициации
Рокеров, видимо, Янка просто не поместилась. Зато мы узнаем, что "Ее
песни были наполнены серыми буднями с радужными переливами,
безысходностью".

"М.Науменко имел уникальный дар приносить людям радость, давая им
наслаждаться каждым прожитым днем, и в то же время, он умел заставить
песней страдать от безысходности монотонного бытия, но при этом
очищаться и надеяться на лучшее".

"Рок-музыка, которую играет "Чиж", настолько просто (sic!) и понятлива
(sic!), что аудитория росла на глазах, а простые тексты о простых людях
крепко западали в душу" (не могу сказать, что люблю Чижа, но почему
всего полстраницы?). А вот Чернецкого нет как такового, равно как и
группы "Разные люди".

Группе "Выход" уделено меньше двадцати строк. Дискография кончается 1987
(!) годом: "счерез некоторое время группа снова пропадает из видимости".
Дорогие авторы, протрите очки! Вас не слышно!

Сорри, эмоция прорвалась. Резюмирую.

Издание не настолько серьезное, чтобы писать на него академическую
рецензию. Но даже беглый взгляд обнаруживает кучу смешных и дурацких
недоразумений. Вкусовой подход - неплохая вещь, если авторы пишут
экциклопедию сами: тогда однобокость словника (поясняю: словник - это
список названий статей) возмещается авторским взглядом на явление. Те,
кто принимал вучастие в книжном бизнесе постперестроечных лет, знают что
книги действительно подолгу лежат в издательствах. Но я точно знаю, что
книгу в процессе "лежания" (тем более в нашу компьютерную эпоху) можно
взять и доработать. Не нужно больше уважать труд наборщика, верстающего
тяжеленькие металлические буковки, - изменить можно все что угодно. То,
что мы имеем в рецензируемом издании, в народе называется с бору по
сосенке. А также - спустя рукава.

Дома почитаю еще (я только что купила эту книжку). Боюсь, продолжение
следует...

Редакция: А.Трофимов, В,Марочкин, С,Бушуева, А.Бутряков, А,Васильева,
А.Бахметьева.
E-mail: [email protected] и [email protected]
www.rklub.da.ru