Re: От Иермонаха Григория

Всем привет!
И вам, отец, здравствуйте.
Monday, June 25, 2001, 2:28:44 PM, you wrote:

mcr> Привет всем. По просьбе Иермонаха Григория переправляю сюда его послание народу
mcr> и Умке в частности.

mcr> ---------- Перенаправленное сообщение ----------

mcr> From: "Hieromonk Gregory" <[email protected]>
mcr> Date: Mon, 25 Jun 2001 01:47:22 +0400

mcr> Моя попытка разгадать авторскую концепцию
mcr> Умки закончилась провалом.
Дык. Да и с РР вообще у вас не очень-то хорошо вышло.
mcr>  Никак не думал, что Умка настолько ближе к
mcr> западной традиции, что будет всерьез делать русский вариант "земляничной
mcr> поляны" и т.п. Но... есть тут разные "но". О чем бы ни думал автор, а его
mcr> творение попадает в имеющийся культурный контекст. В данном случае он
mcr> отличается от того, на что ориентируется Умка и небольшой круг ее знакомых.
mcr> Она использует "коды", имеющие вполне устоявшиеся значения, хотя сама она
mcr> этих значений знать не хочет. Если, например, сказано, что душа отделилась
mcr> от тела, -- так это будет смерть, а не наркотическое состояние. Поэтому я и
mcr> не отказываюсь от "первых трех" моих прочтений этого текста. Они не
mcr> произвольны, а обусловлены -- пусть не авторским замыслом Умки, но зато
mcr> традицией РР.
Ох и путаник Вы, отче. Никаких таких "кодов" у авторов, коих вы
причисляете к РР ИМХО нет. Во-первых, тема суицида не так уж
распространена в творчестве "русских рокеров" (вот уж в самом деле
совершенно непонятно, что оно такое). Помимо упомянутых Вами Егора
Летова и прочей почтенной панкоты, всерьез она встречается разве что у
Александра Чернецкого и Майка. Но при этом, что важнее, подается
наиболее остро и обнаженно, без всяких там кодирований. Навскидку могу
вспомнить только один случай "кодированной подачи" у Летова -
                   "ходит дурачок по лесу
                   ищет дурачок глупее себя"
аллюзия с древнерусским заговором на смерть:
                  "ходит покойничек по кругу
                   ищет покойничек мертвее себя".
Да и то, о суициде речь не идет. Несколько шире распространена тема
смерти вообще, но смерти как бы насильственной. Когда даже суицид
трактуется, как гибель в борьбе.
А что же касаемо разного рода иносказаний, по типу "мы уйдем из
зоопарка", то редко кто воспринимает их столь конкретно. Как раз
благодаря особенностям "культурной среды". Дело в том, что вы
воспринимаете означенные "коды" с точки зрения человека христианского
мироощущения, к мистике не склонного, посему расставание души с телом
для вас однозначно означает смерть. А "культурный контекст", о котором
вы говорите в  пропитан разного рода эзотерикой и потому предполагает
различные трактовки.
И это самое расставание в большинстве случаев воспринимается именно как
результат "расширения сознания" и прочих мистических штук а-ля
Кастанеда. Т.е. уход из зоопарка - не обязательно смерть. В любом
случае, основное в большинстве произведений - не сама смерть и тем
более не ее способ, а возможность вырваться за круг, за флажки.
Вообще говоря, вся психоделическая культура так или иначе связана с
идеей ухода из реальности, но, ИМХО, суицид тут далеко не самый
распространенный способ.
Кстати о смерти. В том числе и добровольной.
Решительно не согласен с вами в том, что обсуждаемая тема не свойственна западному
року. Один только Джимми Моррисон чего стоит. Вот уж где в самом деле
целая философия. При желании список можно продолжить.

mcr> То же самое можно объяснить по-другому. Поэт описывает то, что он видит, а
mcr> понимать он это может как угодно -- в т.ч. неправильно. Автор пишет о
mcr> наркотич. состоянии, похожем на смерть (в каких-то чертах), а на самом
mcr> деле -- смерть-то выходит настоящая. В принципе, наркотики, воспринятые
mcr> всерьез, -- чем это не разновидность самоубийства? Хотел, тассзать,
mcr> побаловаться грибками -- ан и передоз.
Собственно говоря, можно устроить маленький социологический опрос.
:-). Среди своих знакомых я не встречал бы людей, воспринимающих
"Тихую Охоту" так, как Вы.

mcr> Конечно, теперь я перепишу конец статьи, оставив и свои три прочтения, и --
mcr> после них -- Умкино авторское.

mcr> В этой статье я не имел дело с Умкой как с автором (кроме абзаца о Nigredo),
mcr> но рассмотрел лишь несколько ее текстов, несомых широким потоком *русской*
mcr> рок-культуры. Ее позиция в стороне от РР была мне заметна, но я даже близко
mcr> не представлял себе, сколь велика дистанция. Мне было просто интересно
mcr> обрести какой-то взгляд со стороны. Но, конечно, стоило бы получше выяснить,
mcr> какая именно это сторона. Сейчас у меня есть гипотеза -- но не знаю, кто мог
mcr> бы ее проверить, -- что это вполне серьезно воспринятая философия -- скажем
mcr> для примера -- Керуака, перенесенная на очень грамотно выбранную и
mcr> удобренную почву русской культуры (т.е., в частности, элементы РР у Умки --
mcr> это сырье для изготовления принципиально иного продукта, хорошо
mcr> рассортированное и подготовленное для дальнейшего технологич. процесса).
mcr> Т.е., скажем, песня "Ветер в твоей голове" -- написана абсолютно всерьез.
mcr> Вот эт-да!
Брррр. Полно Вам, отче! Продукт, технологический процесс... Прям
сосиски какие-то, а не песни :-(. А насчет Керуака... говно это,
простите, а не философия. Хотя в "Бродягах" здорово замаскировался.
Так сказать, частный случай опровержения. А может просто исключение.
Как народу Керуак покатил - не знаю.

mcr> Если так, то у Умки два выхода. Или ей удастся переломить традицию РР и
mcr> заставить воспринимать себя как нечто отдельное (чего пока что нет -- за
mcr> пределами "леттерс"), или интерес к ней будет определяться не тем, что она
mcr> *хотела* сказать, а тем, как это прозвучало внутри традиции РР.
Угу. Типа съест или не съест, а если съест - опять же два выхода.
Только зачем ей вообще выходить куда-то ?
mcr> Интересное отличие Умки от Янки: Янка -- это духовные поиски, ответа на
mcr> которые у нее (по кр. мере, в текстах) так и не дано. Поэтому она до ужаса
mcr> близка всем, у кого (есть или были) такие же поиски, независимо от их
mcr> результата. Умка -- если принять всерьез, скажем условно, "Ветер в твоей
mcr> голове" -- совершенно определенный ответ (на все вопросы; разумеется, на
mcr> многие из этих вопросов ответ состоит в том, что ответа нет).
Именно таков ответ у Янки.

--
Best regards,
Митя АКА Dimon                    mailto:[email protected]

P.S. Прошу пардону за сумбур, но особо править и оттачивать слог
некогда.