Интервью Ольги Арефьевой Нашему радио 9 сентября 2001

Ольга Арефьева и группа Ковчег на Нашем радио 9 сентября
2001 года
Программа Воздух
Ведущий Юрий Близорукий

Ю.Б. Добрый вечер, дорогие граждане, дышите глубже. Это
программа Воздух. До конца этого часа в нашей студии с живым
концертом Ольга Арефьева и группа Ковчег! Здравствуйте.
О.А. Ура!
Ю.Б. Ура! Меня звать Юрием Близоруким. Сегодня в прямом
эфире Ольга Арефьева играет, разговаривает, отвечает на
вопросы и всё такое прочее. Оль, скажите, пожалуйста, у Вас
ведь песен немереные тыщи, все он7и очень разные. Что Вы
будете играть сегодня и может быть в двух словах расскажете
о тех людях, которые с Вами сегодня играют.
О.А. Вопрос сразу не в бровь, а в глаз. Вы сразу как Шерлок
Холмс попали в точку. Мы сегодня играем не просто набор
каких-то песен, а играем то, что мы готовим на наш альбом.
Новый студийный альбом, который собираемся записать. Пишем.
Ю.Б. То есть это всё песни новые?
О.А. Песни, кстати, не такие уж новые, но они не были
записаны в нормальном качестве. Они могли быть записаны на
концертах, к тому же многие не были выпущены. А сейчас к
радиослушателям будет тоже вопрос. Меня мучает вопрос, как
назвать этот альбом. Если кому-то придут в голову умные
мысли, доведите до нашего сведения.
Ю.Б. Если позволите, я тоже в конце программы предложу свой
вариант, может быть он наклюнется.
О.А. Хорошо, нам будет очень приятно. И Вам тоже, если вдруг
это название действительно пройдёт. Кто сегодня в студии?
Борис Марков сидит за барабанами в жёлтой футболочке.
Видите, улыбается.
Ю.Б. Я-то не вижу, не знаю, как остальные.
О.А. Представляйте. Всеволод Королюк с бас гитарой в руках.
Белая майка лидера. Сейчас даже играет на струнах. И Миша
Трофименко в чёрной маечке сидит с гитарой в руках. И я,
Великая и Ужасная, Ольга Арефьева. Тоже вся в чёрном. Это от
гадости.
Ю.Б. Визуальная картинка нарисовалась в общем и целом. А что
вы будете играть прямо сейчас (с интонацией, с какой ребёнок
обычно говорит А что вы мне подарите?).
О.А. Давайте начнём играть, и Вы сразу всё узнаете.

*звучит песня А и Б

Ю.Б. Только что прозвучала первая песня из будущего альбома.
Может быть я делаю скоропалительные выводы, но будет ли
будущий альбом более жёстким? Исходя из этой песни, мне так
показалось. Если да, то с чем это связано, почему Вас
потянуло именно в эту сторону? В сторону более жёсткого и
лаконичного звука?
О.А. Ничего не могу сказать (смеётся). Будет ли он жёстким,
будет ли он мягким, пока рано рассуждать. Потянуло в сторону
рок музыки. Ковчег ? рок группа.
Крик музыкантов. Рок Ковчег!
Ю.Б. С одной стороны Ковчег это группа, которая едина, а с
другой стороны она едина в очень многих лицах. Есть Об
кустик Ковчег, был Регги Ковчег, я видел объявление о
будущем Вашем концерте, где состав обозначен как Рояль
Ковчег.
О.А. Рояль Ковчег это мой побочный проект. Там действительно
рояль и голос. Есть планы ввести туда виолончель Петра
Акимова. Это один из моих проектов, в которых я реализую
другую сторону моей личности, театрализовано сложно
музыкальную и красиво певческую сторону. А здесь наверное
больше рок.
Ю.Б. Давайте поговорим по телефону с Алиной. Алина,
здравствуйте.
О.А. Здравствуйте, Алина.
Алина. Здравствуйте. Ольга, у меня к вам два вопроса. Во
сколько лет Вы начали петь?
О.А. Я уже в школе выступала в самодеятельности, хотя а была
очень закомплексованной и пуганой. Не знаю, считать ли это
карьерой. Потом уже, когда я поступила в музучилище, когда
мне было лет восемнадцать.
Алина. И когда появится в продаже Ваш новый альбом?
О.А. У нас новых альбомов как снега. Совсем недавно мы
выпустили альбом Анатомия. Двойной концертный диск с Петром
Акимовым. Это для меня личная локальная вершина того, что я
хотела сделать. А про новый альбом мы проболтались с лёгкой
руки Юрия Близорукого. Давайте договоримся о нём больше не
распространяться. Не из суеверия, а потому что не говори
гоп, пока не перепрыгнешь.
Алина. И название альбома Сны под куполом неба.
О.А. Запомним. Спасибо, Алина.
Ю.Б. Давайте все названия записывать будем, чтобы ничего не
пропало.
О.А. Курочка по зёрнышку клюёт. Глядишь, соберём все
названия, и стихи получатся.
Ю.Б. Спасибо, Алин. На связи у нас Роман. Роман,
здравствуйте.
Роман. Добрый вечер.
Ю.Б. Добрый вечер.
Роман. Я хочу тоже попытаться дать название альбому.
О.А. Как всех зацепило!
Роман. Сначала будет под маркером написано Ковчег 2001. Так
принято сейчас. Это посередине будет смотреться.
О.А. Сбоку лейбл Нашего радио не забудьте.
Ю.Б. Ха-ха-ха! И специальная благодарность Роману.
Роман. Сбоку написано Ольга и компания, а внизу Для Вас.
О.А. А ваше имя..
Роман. Роман.
О.А. ..будет там скромненько в уголочке?
Ю.Б. Со знаком копирайта.
Роман. Но чтобы только никто не видел, кроме Вас.
О.А. Идея названия принадлежит кому?
Роман. Это Роман.
О.А. Роман. Очень приятно.
Роман. Мой вопрос. С кем из музыкантов Вы хотели бы
объединиться и спеть, как это сейчас принято делать?
О.А. Вообще я очень жадная. Я со всеми хочу объединиться и
спеть. При этом я очень ленивая.
Ю.Б. Я бы переформулировал этот вопрос так. С кем ЕЩЁ из
музыкантов Вам бы хотелось спеть.
О.А. Чисто из-за лени я налево от Ковчега далеко не убегу.
Ю.Б. Когда Вы поёте с Калугиным или с Милой Кикиной..
О.А. Вы оказывается хорошо подкованы.
Ю.Б. Не без того. ..это всё начинается с дружеских отношений
или Вы просто звоните мало знакомым людям и предлагаете
вместе спеть. Или они Вам звонят.
О.А. Я к жизни отношусь так как к данности. Если что-то ко
мне приходит само, я это принимаю, но я никогда ни за чем и
ни за кем не бегаю. Поэтому никогда никому не звоню, не
предлагаю. Это не в моих правилах и я в это не верю, а верю
я когда всё само.
Ю.Б. А сейчас играем музыку, слушаем музыку.
О.А. Название Кон Тики.

*звучит песня Кон Тики

Ю.Б. У нас есть форум в Интернете. Там в том числе написано,
что без вас, уважаемый ведущий, было гораздо лучше. Спасибо,
ребят.
О.А. Главное, что не без Вас, уважаемые музыканты.
Ю.Б. Имя Ольги Арефьевой там тоже часто упоминается. Люди
часто пишут, почему вы не ставите Ольгу Арефьеву.
О.А. А почему Вы не ставите Ольгу Арефьеву?
Ю.Б. Вы знаете, Оль, я Вам сейчас не отвечу, а если и
отвечу, то потом вне эфира.
О.А. Вот так.
Ю.Б. Потому что я тут решений не принимаю.
О.А. Уважаемые радиослушатели, Юрию Близорукому тёмную.
Ю.Б. Так вот, Оля. У меня такое впечатление, что в последнее
время появилась очень чёткая черта, я бы даже сказал
баррикада между форматной и неформатной музыкой. Если
человек эту черту пересекает, как это произошло на наших
глазах с группой Ночные снайперы, он вдруг оказывается не
только на радио, а в совершенно вражеском лагере. Его
прежние товарищи смотрят искоса. Существует ли сейчас
действительно андеграунд, принципиально некоммерческая
музыка или музыканты это сами себе придумывают? Или это мы,
радио ведущие, сами всё себе придумываем?
О.А. По что роль радио ведущих, точнее радио директоров
достаточно велика, я думаю, Вы не станете отрицать. А вообще
я не задумываюсь над этим вопросом. Музыка, которую играешь
для души, может вполне оказаться форматной. Никто не кинет
камнем в такого музыканта. А есть музыка, которая
неформатная. Не оттого, что он такой уж непризнанный гений и
нонконформист, а потому что музыка плохая. Хотя есть всякие
другие комбинации тех же самых факторов. Мне кажется, что в
музыке есть элемент личного удовольствия для музыканта. Если
тебе нравится, что ты играешь, то тебе будет всё равно,
слушают тебя или нет. А если не нравится, то хоть засыпь
тебя золотыми горами, всё равно будешь несчастен. Хочется,
чтобы и самим нравилось и зрителям. Но в первую очередь
самим.
Ю.Б. Мне очень нравится этот подход. Спасибо большое за Ваши
слова. Месяца три назад мы встречались с нашими слушателями
в неформальной обстановке и я горячо людям доказывал, что
некоммерческой музыки в принципе не бывает. Не бывает
совершеннейшего андеграунда, а бывает просто совпадение
разных условий, которые могут совпасть или не совпасть.
Любая музыка делается не только для себя. Я очень рад, что
мы в этом совпадаем. А сейчас в нашем телефоне находится
Наталья. Наталья, здравствуйте.
О.А. Здравствуйте, Наталья.
Наталья. Здравствуйте. Милая Олечка, я Ваша боооольшая
поклонница. Огромное спасибо за Ваши песни. Мне интересно,
каким было Ваше детство?
В каких красках оно осталось у Вас в памяти?
О.А. Краски многообразные. С одной стороны ? травка, зелёное
небо. Всё то, что видит человек, открывший глаза на этой
земле впервые. Это оставляет очень глубокий след. С другой
стороны это всё Урал. Было очень мрачно. В школе, где нас
как гвозди забивали и строили строем, где нельзя было
высовываться, человек был как винтик. Мне было очень тяжело.
Мне всегда хотелось к себе особого отношения. Не в последнюю
очередь из-за этого я стала певицей, потому что это
профессия, в которой ты привлекаешь к себе максимальное
количество внимания. Будь у меня детство более насыщенным
вниманием, я бы может и не стала бы петь. Хотя, кто знает.
Ю.Б. Оль, ещё один звонок. Это Ваша тёзка Ольга. Ольга,
здравствуйте.
О.А. Очень приятно.
Ю.Б. Ольга, здравствуйте.
Ольга. Здравствуйте, Оля, здравствуйте, группа Ковчег.
О.А. Вот все Оля, Оля. Ковчег хоть не забывайте.
Ольга. От всей души преклоняюсь и восхищаюсь. Месяц живу с
Вашим альбом Девочка скерцо. Сейчас Ковчег одет в жёлтые и
белые майки, а Вы в чёрном.  От счастья. Какие ещё любимые
цвета? Что Вас радует?
О.А. У меня стишок был такой, уж извините за off topic.
Та, что одета в красное,
Опасная и страстная.
Та, что одета в чёрное,
Печалью удручённая.
Та, что одета в белое,
Невинная и целая.
Та, что одета в серое,
Надёжная и верная.
Кончается это тем, что когда полное безумие, тут уже и Я.
Ольга. Именно поэтому я тоже безумие, ведь я ваша тёзка. Я
хотела бы сделать Вам подарок
О.А. Ага! Это заразно. Вот что бывает после прослушивания
Девочки скерцо.
Ольга. Я бы хотела предложить своё название. Летаю.
О.А. Летаю. Супер!
Ольга. Я хотела бы Вас одеть в красивую безумную вещь. От
всей души.
О.А. Прямо сейчас? Все радиослушатели, отвернитесь, сейчас
начнётся.
Ю.Б. Происходит процесс одевания по телефону. Ранее
невиданный трюк.
О.А. Оля, спасибо. Думаю, что мы встретимся и это нечто я
увижу.
Ю.Б. На этой оптимистической ноте хотелось бы сыграть
следующую песню.
О.А. Начался сейчас период времени в году, о котором песня.

*звучит песня Осень

Ю.Б. Будет ли электрический концерт Ковчега в ЦДХ?
О.А. Ближайший концерт будет не электрический, а с Рояль
Ковчегом. Это будет спектакль. Я решила, что мне хочется в
день своего рождения побыть сразу во многих лицах. Зато 27
сентября в клубе Свалка мы сыграем то, что сегодня играем, и
регги. Это же электричество мы будем играть в Петербурге 12
октября в зале у Финляндского вокзала в семь часов.
Питерские зрители тоже смогут поучаствовать в вызревании
нашего неназванного безымянного альбома.
Ю.Б. Вам привет от питерского фан клуба и лично от
председателя Володи.
О.А. Вова, очень приятно.
Ю.Б. Ещё один вопрос. Будут ли фестивали в ЦДХ на Восьмое
марта продолжаться? Будет ли эта традиция закреплена?
О.А. В этом году уже не было. У меня интерес пропал. Был
период в жизни, когда я путалась интересоваться, дружить и
поддерживать отношения о всеми интересными поющими
девушками. Сейчас у меня сильно поднялись требования. Те,
кого бы я хотела пригласить, уже известные и крутые, что
надо было бы устраивать мероприятие поменьше, чем ваше
Нашествие, но с бОльшим размахом, чем это было в ЦДХ.
Ю.Б. Кого Вы имеете в виду? Ник Кейв? Пи Джей Харви?
О.А. Почему? Поющих девушек, причём все наши, московские.
Те, кто мне нравится. Воздержусь, а то сейчас кого-нибудь не
назову и буду потом переживать.
Ю.Б. Давайте послушаем звонок. Нам звонит Иван. Иван,
здравствуйте Вам. Алло! Иван, Иван.
Иван. Здравствуйте. Слышите меня?
Ю.Б. Теперь слышим.
Иван. Ольга, какие у Вас Музыкальные и литературные
пристрастия. Влияют ли они на Ваше творчество?
О.А. Влияет абсолютно всё. Даже поездки в метро, я думаю, на
любого человека влияют, только очень неизвестными
механизмами и способами. А насчёт литературы, только что
закончила Татьяну Толстую КЫСЬ. Супер! Мне очень
понравилось!
Ю.Б. Мы примерно полгода назад на радио разговаривали
цитатами, готовыми кусками.
О.А. Ещё мне очень нравится книга Стрекоза, увеличенная до
размеров собаки уральской писательницы Ольги Славниковой.
Ещё я записной фанат Павича, читаю все подряд его книжки.
Ю.Б. Не встречались? Он недавно приезжал.
О.А. Представьте, вчера он был, но я проспала и не пошла.
Хотя хотела. Но потом я подумала, что это изменит? В чём
достоинство искусства? Ты получаешь непосредственный доступ
к творческой личности, не обязательно встречаясь лично,
домогая его своими дёрганиями за полы одежды. Ты к нему даже
порой ближе, чем его родственники.
Ю.Б. Это точно. Правда, я помню, мальчик Холден Колфилд в
книге Над пропастью во ржи определял хорошую книжку как
книжку, после которой хочется позвонить тому, кто её
написал.
О.А. Мне часто очень хочется, я просто себя останавливаю.
Приятно, когда приходят письма, но я сама воздержалась,
чтобы тому же Павичу написать письмо. Ну что я ему напишу?
Здравствуйте, я девочка Оля, я читаю Ваши книги в России.
Большое Вам спасибо.
Ю.Б. Оль, Вы же тоже сочинитель.
О.А. Сочинятель.
Ю.Б. Да, сочинятель. Вам же тоже наверное пишут письма.
Здравствуйте, Оля, я мальчик Ваня, живу в России, вы всю
жизнь мою поменяли. Вы на них отвечаете?
О.А. Я отвечаю на письма, но не пытаюсь никого ничему учить.
Если в письме сформулирован определённый вопрос, я стараюсь
на него ответить. Есть такое правило в жизни, что не надо
никого учить, не надо никому ничего подсказывать, люди сами
всё узнают. Когда тебе нужен учитель или поводырь, то ты его
найдёшь в фонарном столбе. В тот момент, когда ты готов,
тебе жизнь подскажет, что делать. Ольга Арефьева тут
совершенно не при чём.

*звучит песня Камикадзе любви

Ю.Б. Камикадзе любви это новая песня с не будем говорить
чего, поскольку обещали этого не говорить.
О.А. Не будем показывать пальцем, ведь это был слонёнок.
Ю.Б. Есть такое мнение, что творческий человек творит хорошо
в состоянии душевного надрыва. В общем, художник должен
страдать.
О.А. Это Вы хорошо придумали. Никто не любитель переживать.
Не чувствую, что есть прямая связь между творчеством и
переживаниями. Художник вообще штука хрупкая. Если по ней
сильно топтаться, то можно и поломать. Я предпочитаю, чтобы
мне было хорошо. Песни всё равно пишутся, хотя они конечно о
переживаниях. В общем, не знаю, что Вам ответить.
Ю.Б. Здравствуйте, Дима.
Дима. Здравствуйте, Оля. Моё название Небесный теплоход.
О.А. Юр, записывайте. Ходы все записаны. Небесный тихоход???
Фильм был такой.
Дима. Оля, мне очень нравится Ваша песня Дорога в рай.
Каждый раз, когда я её слушаю, я думаю. Скажите, насколько
эта песня была написана по наитию свыше? Насколько в ней
Божественного, насколько в ней от Господа Нашего Иисуса
Христа и насколько в ней от Неба?
О.А. Спасибо за возвышенный тон. Я немножко приземляю, шучу
сижу, ёрничаю.
Ю.Б. Оля, было бы странно, если бы Вы сейчас сказали, что Вы
знаете, всё это написано по наитию свыше, конечно эта песня
продиктована высшим провидением.
О.А. По крайней мере я не сидела и её не выдумывала, из
пальца не высасывала. Многие вещи пишутся легко и сразу.
Хрясь! И уже она написана. Приятно, что она воздействует
положительно. Один священник мне говорил, что исповедуешь,
исповедуешь, такой чернухи наберёшься. Потом придёшь,
включишь Дорогу в рай, полегчает. Хотя песенка довольно
развесёлая, разухабистая. Если сильно не задумываться, то
можно её просто считать весёлой песенкой.
Ю.Б. Вы говорите, что художника топтать нельзя, а мне
приходится страшно внедриться.
О.А. Растоптать. Реклама что ли?
Ю.Б. Через три минуты мы вернёмся снова, а сейчас насладимся
рекламой.
*реклама

*звучит песня Тишина

Ю.Б. Я конечно знаю, что льстить в глаза нехорошо, но
потрясающие вещи сегодня происходят в студии. Потрясающие
песни здесь поются.
О.А. Вы не льстите, а правду говорите, тогда будет хорошо.
Ю.Б. Дааааа! Это так. Это действительно так.
О.А. Спасибо на добром слове.
Ю.Б. Самое печальное в этой истории, Оль, что история
медленно подбирается к своему завершению.
О.А. Быстро. Наоборот, пролетела, а мы не заметили.

***А вот я заметила! Уже седьмой лист! Ужас! Марья.***

Ю.Б. У нас перед финалом есть такая забава. Семь коротких
вопросов и семь коротких ответов, которые не требуют
тщательного обдумывания. Лучшее место в мире для Вас.
О.А. Москва.
Ю.Б. Любимый алкогольный напиток.
О.А. Я равнодушна к алкоголю. Иногда пью коньяк перед
выходом.
Ю.Б. Лучшее лекарство от тоски.
О.А. Музыка, танцы.
Ю.Б. Фильм, который потряс.
О.А. Всё о моей матери год назад. Альмадовар.
Ю.Б. Лучший чужой концерт.
О.А. 4.33 в ЦДХ этой зимой.
Ю.Б. Что вы делаете перед концертом в последнюю минуту?
О.А. Глоток коньяка, а потом конфетку.
Ю.Б. Ну, правильно, заесть надо.
О.А. Нет, с ментолом для голоса.
Ю.Б. Песня, о которой Вы жалеете, что написал её другой
человек.
О.А. Не отрекаются любя
Ю.Б. У меня есть к Вам дело. Названия для альбома
присылались на сайт. Марья предлагает назвать альбом
Безумная чайка.
О.А. Безумное чаепитие.
Ю.Б. Надо предлагает назвать Крокодил tubus.
О.А. Это я крокодил или Близорукий крокодил?
Ю.Б. Не знаю, она для альбома предлагала название, а не для
Блязарукова. Дмитрий предлагает сразу два варианта. Форум
для травы и Осенний синдром. Я продаю Вам название, которое
берёг для хорошего случая. Самое оригинальное название в
истории музыки. Есть Белый альбом, Синий альбом, нет пока ни
одного альбома, который бы назывался просто Альбом.
О.А. Была группа, которая называлась Группа, есть
радиостанция, которая называется Станция.
Ю.Б. Пусть на СD он называется Диск, а не кассете называется
Кассета.
О.А. У Умки был компакт под названием Компакт.
Ю.Б. Тьфу ты! Всё уже придумано.
О.А. Я вынашиваю нечто более простое. Надо назвать всё это
Кон тики.
Ю.Б. Конь Тики
О.А. Все будут говорить Конь Тики. Это тоже неплохо.
Главное, что это плавсредство. Ковчег это непотопляемое
плавсредство. Кон тики это плот, который спокойно перенёс
кругосветное путешествие. Посмотрим, может быть
действительно Безумная чайка или чаепитие.
Ю.Б. Напоминаем, что 21 сентября, в Ольгин день рождения,
будет концерт в ЦДХ. Программа Рояль Ковчег. Огромное
спасибо всем музыкантам и Ольге за то, что пришли и сыграли
такой потрясающий концерт.

*звучит песня Что ты будешь делать

*(С) Мария Сербинова.