[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
Re: Re[3]: Еще о несовершенстве мира
Привет.
Цитирую Alexander Malyshev <[email protected]>:
> -- как по критерию большинства, так и по критерию
априорного здравого
> смысла.
А какой критерий должен быть ведущим, чтобы правильно
отличать норму от патологии?
Патология не существует без нормы, но норма также
невозможна без того, чтобы не было патологии. Если
требования к норме завышены, то она сама становится
патологической.
> А в рамках патологической системы то, что извне
кажется
> патологическим, является внутри нормой.
Стоит над этим подумать. Система - явление
самодостаточное до тех пор, пока она не входит в
качестве копмпонента в другую систему. Следовательно,
вопрос о патологии системы становится совсем
умозрительным.
> Кроме того, кто поручится за то, что вбитые в нас с
детства моральные
> установки и заповеди -- не патологичны с точки
зрения здравого
> смысла или с точки зрения высшей истины? :-)
Они целесообразны. С точки зрения существования вида
homo sapiens.
Обеспечивают максимально эффективное функционирование
системы. Что подтверждается сходством _основных_
моральных критериев большинства народов мира "для
своих". Отношение к чужакам здесь оценивать
бессмысленно.
А еще целесообразность подтверждается одинаковой
дихотомичностью всех моральных систем - выделением
черного и белого полюсов поведения человека.
> TV> Норма -- это то, что истинно, а не то, что
неизбежно. Тогда как
> TV> нам узнать, что есть норма?
> Вопрос вопросов :-)
Точно. Знать бы ответ...
> Значит ли это, что шизофреник и параноик, считающие
себя нормальными
> на основании собственных интуитивных априорных
ощущений --
> действительно нормальны? То есть такая болезнь,
которая не ощущается
> носителем как болезнь -- не является патологией?
Это тот же вопрос о нормальности патологической
системы.
> Я, например, не хотел бы жить в чьей-то памяти :-)))
Это поза или позиция? И если второе, то зачем жить
вообще: как опыт есть критерий науки, так же точно
объективная действительность есть критерий
правильности и нужности нашего существования.
Ясно при этом, что не чужая память есть самоцель
существования, тем более она имеет тенденцию
стираться. А что тогда? Добрые дела?
> А что может быть неизвестнее смерти?
Жизнь, которая нам предстоит. Ее предсказуемость -
иллюзорна и бессмысленна, она отравляет нам радость от
новизны.
ЕВ