[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]
Re[5]: Еще о несовершенстве мира
Привет Eugene!
>> -- как по критерию большинства, так и по критерию
EV> априорного здравого
>> смысла.
EV> А какой критерий должен быть ведущим, чтобы правильно
EV> отличать норму от патологии?
Точно -- не знаю.
EV> Патология не существует без нормы, но норма также
EV> невозможна без того, чтобы не было патологии. Если
EV> требования к норме завышены, то она сама становится
EV> патологической.
А вот это интересно.
Т.е. "добродетель", как ее определяет наше интуитивное чувство нормы,
тоже может быть патологической, будучи последовательно доведенной до
упора? Здесь наверное, начинает сильнее играть уже критерий
большинства.
>> А в рамках патологической системы то, что извне
EV> кажется
>> патологическим, является внутри нормой.
EV> Стоит над этим подумать. Система - явление
EV> самодостаточное до тех пор, пока она не входит в
EV> качестве копмпонента в другую систему.
Не верно. Только закрытая система является самодостаточной.
Открытые же системы взаимодействуют со своим контекстом.
EV> Следовательно,
EV> вопрос о патологии системы становится совсем
EV> умозрительным.
Почему? Точка рассмотрения может быть выбрана как внутри, так и
снаружи системы.
>> Кроме того, кто поручится за то, что вбитые в нас с
EV> детства моральные
>> установки и заповеди -- не патологичны с точки
EV> зрения здравого
>> смысла или с точки зрения высшей истины? :-)
EV> Они целесообразны. С точки зрения существования вида
EV> homo sapiens.
EV> Обеспечивают максимально эффективное функционирование
EV> системы. Что подтверждается сходством _основных_
EV> моральных критериев большинства народов мира "для
EV> своих". Отношение к чужакам здесь оценивать
EV> бессмысленно.
Например, отношение к наготе -- тоже предмет морали.
В чем тут целесообразность существования вида?
EV> А еще целесообразность подтверждается одинаковой
EV> дихотомичностью всех моральных систем - выделением
EV> черного и белого полюсов поведения человека.
Это, наверное, глубинное свойство разума - аналитичность, разделение.
Самое простое разделение -- на две части.
При чем тут целесообразность морали с т.з. существования вида - не
понимаю.
....
>> Значит ли это, что шизофреник и параноик, считающие
EV> себя нормальными
>> на основании собственных интуитивных априорных
EV> ощущений --
>> действительно нормальны? То есть такая болезнь,
EV> которая не ощущается
>> носителем как болезнь -- не является патологией?
EV> Это тот же вопрос о нормальности патологической
EV> системы.
Который показывает, что опыт, критерий большинства - отбрасывать
нельзя.
>> Я, например, не хотел бы жить в чьей-то памяти :-)))
EV> Это поза или позиция? И если второе, то зачем жить
EV> вообще: как опыт есть критерий науки, так же точно
EV> объективная действительность есть критерий
EV> правильности и нужности нашего существования.
Нет. Единственный критерий правильности и нужности существования --
сама жизнь с привкусом счастья.
EV> Ясно при этом, что не чужая память есть самоцель
EV> существования, тем более она имеет тенденцию
EV> стираться. А что тогда? Добрые дела?
Блин, что мы, смысл жизни что ли ищем?
Нет у нее никакого смысла.
Одни "не" только определяются
"Не корысти ради...", "Не ради славы мирской ..." :-)
>> А что может быть неизвестнее смерти?
EV> Жизнь, которая нам предстоит. Ее предсказуемость -
EV> иллюзорна и бессмысленна, она отравляет нам радость от
EV> новизны.
Опять не так. Опыт жизни -- в принципе познаваем. Опыт смерти -- нет.
Счастливо.
Саша.