Re[2]: Бедный Вивальди

Здравствуй, Маша.

Thursday, August 09, 2001, 9:54:07 PM, you wrote:

mcr> Пушкина сложно не любить. Потому что изучают, и хвалят, а хоть на секундочку
mcr> остановиться и подумать - а правда ли это так? А справедливо ли?
mcr> Вульгарен он, и грубых слов почти не употребляет (по крайней мере, в школе это
mcr> не изучают), а все равно - неприятно читать. Как-то просто у него все. Просто -
mcr> не в смысле - стихи простые (это б еще полбеды), а на жизнь слишком простецки и
mcr> потребительски смотрит. Это, наверное, и притягивает к его тврчеству всех
mcr> подряд. А мы, мол, такие же... просты, как солдатский сапог.

На самом деле, мне твоя позиция совершенно понятна. Если бы ты
сказала, что Пушкин -- бездарь и ничтожество, то я бы поспорил. А так,
спорить не о чем. Ты говоришь, что Пушкин тебя не удовлетворяет и
поясняешь, чем именно. Это нормально. Я не считаю, что Пушкин или кто
бы то ни было другой являлся абсолютным мерилом вкуса. К тому же,
вкусы часто меняются с возрастом. Кто-то сказал, что дети своих
родителей вначале любят, затем судят (осуждают), а после понимают и
прощают.

Пушкин -- отец русской литературы :))

Я вот недавно в книжном магазине листал прозаическую книгу известного
поэта-авангардиста Виктора Сосноры и наткнулся на такую фразу:
дескать, ХХ век прошел под знаком Хлебникова, а теперь он (Соснора)
понял, что в XXI веке необходимо сбросить Хлебникова с парохода
современности и вернуться к Пушкину.
Не больше не меньше.
Единственное, в чем я не согласен с ним, так это в противопоставлении
Пушкина и Хлебникова. Пушкину можно противопоставлять Андрея Белого,
Маяковского, Цветаеву, но никак не Хлебникова. Пушкин и Хлебников
очень близки по духу. Новаторство Хлебникова -- не главное (для меня,
во всяком случае) в оценке его творчества. К сожалению, в литературной
критике доминирует противоположный подход. Это и понятно: идут по пути
наименьшего сопротивления.

Так что эволюция отношения к Пушкину проходит как в обществе
(литературной среде), так и среди отдельных читателей по мере их
взросления. Как там, в биологии? Филогенез и онтогенез?  :)

Это ни в коей мере не наезд (по поводу взросления). У нас просто вкусы
разошлись, только и всего. Если я поделюсь, какие писатели лично мне не
нравятся, то в леттерсе такой шум поднимется :)

Тарас

PS. Нет, Хармса-то я люблю :)
Введенского практически не знаю. Так что ваши догадки мимо.