[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re[5]: !!!



TV> PS. Я не противопоставляю поэзию прозе. И не принимаю молчание за
TV> абсолютный критерий "исхода". Можно совершить его, оставаясь поэтом
TV> (Пушкин). И можно писать прозу в чудовищном количестве, по-прежнему
TV> находясь "между небом и землей" (Андрей Белый).
TV> И все же в конкретных примерах (Хлебников, Ходасевич, Пастернак,
TV> Цветаева) оно (молчание) вполне может быть индикатором внутреннего
TV> состояния.

Неожиданно обрел мощную поддержку своих недодуманных идей у Мих. Гаспарова.
То же самое направление мысли, но сильнее, глубже и точнее. Ну... не
тягаться же мне с академиком  :))

Т.

Цитата:

> Ходасевич - поэт, но едва ли не большего уважения, чем поэзия, заслуживает
> его отказ от поэзии. Его последнее десятилетие было не внутренним засыханием
> и не досадным следствием внешних обстоятельств, оно было - как и конец Блока
> или Цветаевой - логическим выводом сознательно принятой позиции. Он считал,
> что поэзия - это не вещание всемирных истин и тем более личных страстей, а это
> изготовление зеркала, чтобы, заглянув в него, увидеть свое ничтожество. Это
> орудие нравственности в мире без бога. Когда ты увидел себя со стороны (об
> этом раздвоении Ходасевич писал не раз) и что мог - исправил, а перед тем,
> чего не мог, - опустил руки, то остается только умереть или замолчать.
> Отказавшись от поэзии, он хоронит себя и свою эпоху в прозе. Он не консервирует
> свои чувства и приемы, он не плачется о прошлом и не заигрывает с будущим
> (или наоборот), а судит о них вневременно, как покойник, как житель некрополя:
> исчужа, холодно и сухо. Его мерило - Пушкин; а чтобы иметь право мерить Пушкиным,
> нужно объединиться с ним в смерти, потому что объединиться с Пушкиным в жизни
> может только Хлестаков. Он не считает, что с ним погибла вся вселенная. Он знает,
> что культура работает, как мотор, в котором должны быть вспышка за вспышкой, но
> такие, чтобы не взрывали машину. Если ты сам не можешь вспыхивать и не хочешь
> взрывать, то следи, как механик, чтобы машина хорошо работала, - а для этого
> имей трезвую и беспристрастную голову. Именно за эту трезвость Мирский его обозвал:
> "любимый поэт всех, кто не любит поэзию". (То есть, в частности, филологов.) Он учит
> умирать мужественно, потому что нехорошо, когда эпоха умирает с эгоцентрическим
> визгом. Такой урок всегда своевременен.

(с) Михаил Гаспаров