[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re: ещё о сострадании



Привет, Михаил!

>>По-моему, дело в том, что в большинстве своем жалость -- очень
>>эгоистичное чувство. (Не говоря уже о "нетерпении сердца" (Цвейг),
>>которое внешне почти неотличимо от жалости и сострадания).
Mn> У эгоистичного человека - эгоистичное чувство, но почему не рассмотреть
Mn> альтернативный вариант?
Ниже я и это рассматривал.

>>Кого мы жалеем, оплакивая умершего?
>>Его? Его или нет, или ему хорошо (случай закоренелого грешника в аду
>>не рассматриваем.
Mn> А напрасно.
Почему? По вашей логике стоит жалеть только грешников?

>>То, что он не успел сделать? Ему сейчас это все равно. Только нам
>>больше ничего от него не достанется.
>>Сочувствие? К умершему? Это бред.
Mn> Веские доводы и убедительные мотивации. А можно еще "это ерунда" и "это
Mn> идиотизм". Рекомендую. Для аргументированного спора просто незаменимо.
А вы перед тем, как это писать хотя бы попробовали вдуматься, что
означает словосочетание "сочувсвие к умершему"? То есть одинаковость
чувств и ощущений с мертвецом? По вашему, это само душевное здоровье?


>>Во всех перечисленных случаях -- ушедший человек, разрушенный храм,
>>погибший кит -- жалость это оплакивание себя, ведь наш мир
>>стал беднее на них. Следовательно, жалость в этом случае сродни "жаль,
>>что у меня этого уже нет и не будет".
Mn> Думаю, что у разных людей по-разному.
Я тоже так думаю. А также, думаю, что вам стоило прочитать все письмо
прежде чем так скороспело и поверхностно реагировать.

>>(Недаром лейтмотив русского плача по покойнику -- это не жалость по
>>отношению к нему, а жалость по отношению к себе, фактически  упрек
>>умершему: "Да на кого ж ты нас покинул!")
Mn> А я слышал другие лейтмотивы.
Так скажите о них. Мне первым делом пришел в голову этот. Ответьте
пожалуйста честно, какой вам приходит в голову как ассоциация с
русскими плачами по покойнику?

>>С жалостью по отношению к живым, испытывающим боль сейчас, -- сложнее.
>>Это может быть то самое "нетерпение сердца", когда человеку больно и
>>неприятно смотреть на чужие страдания (к жалости это на самом деле не
>>имеет никакого отношения -- это сродни чувству дискомфорта).
>>Это может быть примеривание на себя боли другого -- но безопасное, со
>>стороны. После чего особенно хорошо ощущать, что у тебя все все в
>>порядке. Да и вообще жизь полнее становится. Это вроде просмотра
>>фильмов ужасов или сентиментальных сериалов.
Mn> Вы демонстрируете поразительное неверие в величие человеческой души :(((
Из чего вы сделали этот вывод? Только потому, что, помимо величия
человеческой души я вижу и такие малодостойные аспекты того, что в
просторечии именуется одним словом "жалость", хотя на самом деле --
это разные вещи.

Mn> Человек в Вашем описании - некий мелкий себялюбивый садистик тире мазохистик. 
Mn> Неужели других не бывает?
Разумеется бывает.

>>Но это, конечно, может быть и настоящее сострадание: "мне
>>по-настоящему больно, когда тебе больно". Но это большой вопрос --
>>легче ли будет человеку, если рядом с ним кто-то тоже будет страдать,
>>сочувствуя ему? (Мне -- так точно легче не будет. Наоборот. Я бы
>>предпочел, чтобы на моих поминках веселились, а не плакали. Но это
>>личное дело каждого :-)
Mn> Вот именно. Но насчет "легче ли" - вот пример: известен случай, когда при
Mn> спасении людей, заваленных обломками обрушившихся зданий (тоже, если без 
Mn> сострадания - абсолютно бессмысленная операция) - в Спитаке, кажется, - одну 
Mn> девочку, пока ее высвобождали из завала (довольно долгое время), спасатель всё 
Mn> время операции держал за руку, оставшуюся свободной - а девочка, 
Mn> соответственно, держала за руку его. Думаю, ей действительно было легче 
Mn> чувствовать не просто то, что её ищут и освобождают, но и эмоциональную связь, 
Mn> человеческое сопереживание, которое ей передавалось посредством тактильных 
Mn> ощущений.
Да. Показательный пример. Когда делается именно то, что нужно.
А легче было бы ей от того, что над ней причитала бы толпа
экзальтированных личностей: "ах ты наша бедненькая!, ах, как тебе
больно!, ах, как мы тебя понимаем! даже у нас самих слезки выступили,
глядя на то, как ты мучаешься!"? А ведь такое поведение тоже называется
сопереживанием :-)

Mn> Я намеренно избегаю всяких мистически-духовно окрашенных толкований - в данной
Mn> рассылке они не в чести.
Михаил, вам уже несколько раз гворили разные люди (но вы предпочитаете
делать вид, что не слышали) о том, что в данной рассылке не в чести
пустая ругань на темы христианства. К сожалению, ваша реакция на любые
мнения по "мистически-духовно окрашенным" вопросам исключает саму
возможность диалога с вами по таким проблемам. Вы мгновенно переходите
на личности, и апеллируете к догмам, традициям и авторитетам,
отказываясь задумываться над значением слов собеседника, и навешиваете
ярлыки.

>>Но, на мой взгляд, самый лучший подход таков: "Если можешь -- помоги. Если
>>не можешь, не навреди бесплодным жалЕнием. Говори о совем сострадании
>>только тогда, когда точно знаешь, что человеку от этого станет легче,
>>а не тяжелей. Если человек жалеет себя -- не потворствуй этому."

Mn> Прямо кодекс самурая ;) Но стоит ли в столь тонкой сфере загонять себя в 
Mn> прокрустово ложе лжеинструкций?
Очень показательный пример использования демагогических приемов.
Вместо того, чтобы приводить доводы, обозвать каким-нибудь словом с заведомо
отрицательным эмоциональным оттенком. В данном случае просто никак не
обойтись без приставки "лже" ;-)

На всякий случай, если вы еще не потеряли способности воспринимать,
могу сказать, что приведенное выше -- не инструкция, а
попытка выразить в словах собственное ощущение "правильности" в таких
ситуациях, и это ощущение идет как раз изнутри, из сердца. И в обычных
обстоятельствах оно не вербализуется, а служит причиной и канвой действий.

Mn> У Кинкс (да, да!) есть такая хорошая песня
Mn> Trust Your Heart ("Доверься сердцу"). По-моему, руководство куда более гуманное 
Mn> и демократичное.
Именно. Доверься сердцу.
А сердце говорит: "Не навреди".


Счастливо.
 Саша.