[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Re: Re[3]: ещё о сострадании



>AM>>По вашей логике стоит жалеть только грешников?
>M> Число праведников столь мало, что им можно смело пренебречь. Иначе
>M> говоря, всякий, кого мы оплакиваем, как правило - грешник.
>Вопрос веры.

Понятие греха - вообще религиозное по сути. Нет веры - и грехов нет. Якобы.

>M> Оплакивают-то ЖИВОГО человека, которого больше нет.
>Михаил, еще раз: сочувствие, как я понимаю это слово, обозначает
>одинаковость (сходство) чувств (или испытываемых ощущений, или эмоций)
>с человеком. Если даже исключить из этого определения подразумеваемую
>одновременность, то все равно получаются следующие варианты:
>1)одинаковость чувств с тем человеком, которым был мертвец тогда,
>когда был живым по поводу того, что он сейчас мертвый, 2) одинаковость
>чувств с мертвецом.
>Если вы видите смысл в чем-либо из этого, поясните пожалуйста без
>привлечения других понятий, вроде "оплакивания".

Живому организму свойственно нежелание умереть. Соответственно, живые люди, 
провожая в последний путь умершего товарища, понимают, что и он в лучшие 
моменты своей жизни мечтал совершенно не об этом. Понимая это нежелание, ужас 
смерти, они сопереживают тому, кому пришлось-таки это пережить. Они могут 
ошибаться в этом, ибо усопший перед смертью мог пересмотреть все прежние 
ценности; несомненно, велик и субъективный момент потери близкого человека, но 
Вы, например, возьметесь объяснить этим людям, что они дурью маются и тешат 
свой эгоизм?

>>>>>Во всех перечисленных случаях -- ушедший человек, разрушенный храм,
>>>>>погибший кит -- жалость это оплакивание себя, ведь наш мир
>>>>>стал беднее на них.

А может ли быть, назовём это так, - вместо плача по себе, -бессильная боль от 
несовершенства мира, утраты гармонии мироощущения? думаю, такое чувство вряд ли 
субъективно, ведь не может быть субъективной гармонии.

>M>"не в свой срок ты покидаешь этот мир".
>Вы ушли от ответа на вопрос, что вам приходит в голову первым
>делом.

Мне кажется, то, что приходит мне первым в голову, не имеет большого значения и 
нерепрезентативно. "На кого ж ты нас покинул" - формула несколько банальная и 
затасканная, я её и сам не люблю, а то, что я слышал в том случае, о котором 
вскользь упоминаю (мне не хотелось бы подробнее) - шло от сердца, от личной 
боли. Но и то, и другое - суть выражения одного и того же душевного состояния.

>А другие рассмотренные мной варианты? ;-)

Да Вы на них и сами не слишком-то настаиваете :(

>У кого аудитория больше: у сентиментальных сериалов или у А.Герасимовой?

А это тут при чём?

> проявления жалости нужно соразмерять с ситуацией.

Проявления - частности. Я же говорю скорее о естественном человеческом чувстве. 
Проявления имеет смысл обсуждать лишь в том смысле, если признать это чувство и 
право на него. 

>которого они направлены. Если человек испытывает унижение от вашей
>жалости -- значит ваша жалость унизительна, если нет -- то нет ;-)

Каждый всё понимает в меру своей испорченности, не так ли?

>Материализм тут ни при чем. Он совершенно не отрицает чувств и эмоций.

Но признаёт их вторичными по отношению к практическим действиям - за что ратуют 
и многие участвующие в дискуссии.

>M> как ещё ни одного эмоционально окрашенного наименования в нашей
>M> дискуссии не допустил.
>Я это сделал совершенно сознательно. Как ответ на использованные вами
>реплики и приемы. Совсем не с целью "возмездия", а просто чтобы вы
>могли на себе прочувствовать ваш собственный стиль 
дискуссий :-)

Я, извините, не узнал в этом своего стиля.

>Если вы не видите описанного мной в своих письмах... Что ж, притче о
>соринке в чужом глазу больше двух тысяч лет.

Неплохой ход. "Если Вы не согласны с моей критикой, то Вы лицемер". Ах, 
попалась птичка, стой - не уйдешь из сети.

>И выжигаете это вольнодумство огнем и мечом? ;-)) Отрицая сами
>возможность и право разума (не только своего, но и всех других людей)
>прикасаться к таким темам? ;-) 
>И это вместо того, чтобы пояснить тему такими словами, чтобы могущий над
>этим задуматься человек, все же задумался и пришел к единственно верному
>на ваш взгляд выводу? И понял, что все, что он может -- это "умстенная
>гордыня"? ;-)))))

А я что-то у кого-то уже выжег?
Хотя - я против того, чтобы люди, не особо стесняясь в выражениях (вспомните 
июньский флейм о христианстве) судили и рядили на темы, которые им, по большому 
счёту, до лампочки. А другим - вовсе нет. Ибо это для тех, других, 
оскорбительно.
Своих же миссионерских способностей я, особенно после упомянутого флейма, не 
склонен переоценивать. Сказано, однако: "Имеющий уши да слышит" - так и могущий 
задуматься задумается и сам всё поймёт.

>M> говорите "бред" и переходите к следующему пункту, я предлагаю
>M> альтернативу (см. ниже) ;)))
>А, так вот из-за чего вы завелись.
>Ну неужели вы до сих пор не поняли, к чему относилось слово "бред"?
>Ну уж не к вашим словам по всякому. А всего лишь к одному из
>придуманных мной вариантов жалости к умершему. То есть к моим
>словам :-) По-моему, это было понятно сразу.

Простите, но это понятно не было.

>M> Выраженное в словах руководство к действию есть инструкция, не так ли?
>Ну, при таком отношении и значительную часть проповедей (и исламских, и
>христианских, и буддийских), да и множество стихов и песен (ту же
>цитируемую вами песню Кинкс, да и "Imagine") можно назвать
>"инструкциями". :-)))

Там, где содержится прямое руководство к действию - безусловно.

>M> Подводя черту под всем, что выше, - не понимаю, чем именно чувство 
>жалости,
>M> испытываемое субъектом, может навредить объекту, к которому это
>M> чувство испытывается.
>Само чувство -- безобидно, если чувствующий умеет его проявлять
>контролируемо, сообразуясь с ситуацией. 

А мы обсуждаем неуравновешенные личности?

>3. Жалость может оскорбить человека, которого вы пожалели.

Если он решит дать крутизны и оскорбиться.

>4. Жалость может усугубить депрессию человека, в то время как
>отсутствие проявлений жалости может накачать его энергией и вывести из
>этого состояния.

Равно как и наоборот.
----
  Бесплатная почта http://mail.Rambler.ru/
  Рамблер-Покупки http://ad.rambler.ru/ban.clk?pg=1691&bn=9346