Re: Re[9]: Пастернак

Привет!

> Насчет влияния М. на П. полностью с тобой согласен.
> Но ты все-таки поищи "где и кто и что" -- интересно.

Поискал. Встретилось мною во многих местах.
Источник, о котором я думал, когда писал (воспоминания Лили Брик), говорит
совсем об обратном - это я все перепутал, конечно же:

"В те годы М. был насквозь пропитан П., не переставал говорить о том, какой
он изумительный, "заморский" поэт... В завлекательного, чуть загадочного
Пастернака Маяковский был влюблен, он знал его наизусть. [...] Я уверена,
что он жалел, что не сам написал эти четверостишия, так они ему нравились,
так выражали его."

А отрывок, который говорит об упомянутом мной влиянии, встречается у некоего
Юрия Карабчиевского в его эссе о Маяковском
(http://noskoff.lib.ru/akara010.html):

===8<=================================

"Крупной дозой Маяковского в разное время облучились и большие поэты:
Пастернак, Заболоцкий. Доза, по счастью, оказалась не смертельной и лишь
способствовала поэтическому иммунитету.
Пастернак, однако долгое время находился в критическом состоянии.

...что ты не отчасти и не между прочим
Сегодня с рабочим,-  что всею гурьбой
Мы в боги свое человечество прочим,
То будет последний решительный бой.

В этом лефовском шедевре его еще нетрудно узнать. Есть стихи того же,
лефовского времени, где он менее узнаваем:

Уместно ль
песнею звать
содом,
Усвоенный
с трудом
Землей,
бросавшейся от книг
На пику
и на штык?
("Но землю, которую завоевал...")

Лесенка здесь, признаюсь, моя, но стихи - действительно Пастернака.

Сейчас нам уже нелегко представить, насколько серьезной была ситуация.

"Когда я узнал Маяковского короче, у нас с ним обнаружились непредвиденные
технические совпадения, сходные построения образов, сходство рифмовки. Я
любил красоту и удачу его движений. Мне лучшего не требовалось".

Лучшего не требовалось!

Не опомнись он вовремя (а лучше бы раньше), не было бы у нас Пастернака, а
было бы полтора Маяковских или, скажем, 1,75, если за четверть признать
Асеева.

Сфера совпадений очерчена им очень точно: совпадения преимущественно
технические и лежат в области построений. Пастернак, в отличие от
Маяковского, не разламывал, не расчленял реальности, он строил с помощью
"бога детали" ее целостный образ. Но образ этот он именно строил,
конструировал и в - том совпадал с Маяковским. В этих точках они зацеплялись
намертво, и Маяковский, как человек более сильный во всех зримых, внешних
проявлениях, неуклонно втягивал в себя Пастернака. Мы должны быть по гроб
жизни благодарны Брикам и всей лефовской веселой компании за то, что они
оттолкнули, исторгли из себя его чуждую душу, вместо того чтоб навек ее
поглотить."

Любопытно еще, что приведенный здесь отрывок Пастернаковского "Люди и
положения" (к сожалению, в сети не нашел) автор эссе цитирует не полностью,
а продолжение там не менее интересное:

"... Я любил красоту и удачу его движений. Мне лучшего не требовалось. Чтобы
не повторять его и не казаться его подражателем, я стал подавлять в себе
задатки, с ним перекликавшиеся."

Вот так-то.

Витя.