[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

Статья



http://exlibris.ng.ru/kids/2002-04-11/12_fear.html

СТРАШИЛКИ НА НОЧЬ
Ужасные истории и садистские стишки из прошлого детской литературы

"EL-НГ", чувствуя себя в долгу перед маленькими читателями, открывает
"Детский уголок". Впредь мы обязуемся публиковать здесь самые свежие тексты
из готовящихся к изданию книжек современных детских писателей и оригинальные
рецензии на них. Начинаем мы нашу новую рубрику с экскурса в историю. Вашему
вниманию предлагаются фрагменты остроумного исследования питерского автора
Александра Етоева на тему "Душегубство и живодерство в детской литературе",
вышедшее не так давно в издательстве "Красный Матрос".

Начну я, пожалуй, из глубины, из дремучих дебрей народных сказок, с Верлиоки
и одноглазого Лиха, этих русских родичей знаменитого греческого Циклопа.

Всем был Верлиока хорош: и нос крючком, и голова торчком, и усы в
пол-аршина, и на голове щетина, и на одной ноге в деревянном сапоге. Одно
плохо - натура была у него слишком слабая: как завидит где человека, не
утерпит да и прибьет. Так и вышло с внучкой-сироткой, которую послал дедушка
охранять на поле горох. Увидел ее Верлиока, сразу и убил костылем. А потом и
сестренку ее убил, а следом за сестренкой и бабку. Приходит дед к гороху,
глядит: лежат его ненаглядные внучки - точно спят; только кровь у одной, как
алая лента, на лбу видна, а у другой на белой шейке пять синих пальцев
оттиснулись. А старуха так изувечена, что и узнать нельзя.

Что более всего поражает в народных сказках, так это простота и обыденность,
сопутствующая кровавым сценам. Наивность, с которой они описываются,
граничит с какой-то детской невинностью, свойственной первобытным народам.

...А ежели какая Паулина, или Петруша, или какая-нибудь неугомонная Катенька
не слушались родительских наставлений, то старая детская литература
предлагала им следующие примеры. Вот "Престрашная история о спичках"
("Степка-Растепка". Рассказы для детей. СПб.-М.: Издание товарищества М.О.
Вольф, дозволено цензурой 9 марта 1901 г.):

Была вечерняя пора,
Уехали все со двора;
А дома Катенька одна,
Поет и прыгает она
По комнатам, как стрекоза.
Вдруг ящичек ей на глаз.
"Какая милая игрушка!" -
Сказала про себя вертушка.
Открыла ящик, спички в нем.
Давай, как мама, их зажжем...
Ах, Катя, спичек ты не тронь!
Вдруг платье обхватил огонь:
Горит рука, нога, коса
И на головке волоса;
Огонь проворный молодец -
Горит вся Катя, наконец...
Сгорела бедная она,
Зола осталася одна.

А вот вам задача по алгебре из "Собрания алгебраических задач",
составленного Е.Пржевальским, преподавателем 3-го военного Александровского
училища (издание 1881 г.):

Корабль с 175 пассажирами вышел в море, взяв с собой пресной воды на все
путешествие. Но через 30 дней открылась на корабле болезнь, вследствие
которой ежедневно умирали по 3 человека; также вследствие бури корабль
опоздал прибытием в назначенный порт на 3 недели; порция же воды, выдаваемой
каждому пассажиру, не была уменьшена. Спрашивается: сколько времени
полагалось на путешествие и сколько живых пассажиров прибыло в порт?
Ответ: 79 дней, 28 человек.

С особенной остротой проблема душегубства в детской литературе обозначилась
в 30-е годы, когда силы мирового фашизма учетверили усилия по подрыву
изнутри и снаружи нашего социалистического отечества. Вспомните, как
описывает эти трудные годы писатель Г. Адамов в романе "Тайна двух океанов":

"Враги с Востока и Запада напрягали все силы, тратили огромные средства,
лишь бы раскрыть эту тайну советского флота. Вокруг завода, где шло
строительство, день и ночь кружили шпионы; два ответственных работника
завода были найдены убитыми; шпионов вылавливали, сажали в тюрьму, некоторых
за убийство расстреляли. Но число их не уменьшалось".

В "Тайне двух океанов" японский шпион Горелов тоже пытается утопить
советского пионера. Зато в повести А.Попкова "Тайна голубого стакана"
(Красноярск, 1955) враг действует более изощренно. Действие происходит в
Сибири в небольшом рудничном поселке. Женщина-шпион пытается отравить
пионера Колю с помощью ядовитой конфетки.

Очень не могу я забыть пример ужасного душегубства, написанный Даниилом
Хармсом в его рассказе о Лидочке и старике дяде Мике. Как Лидочку чуть не
изнасиловал старичок с длинными коричневыми ногтями на ужасных, вонючих
пальцах. Вот как это описывается у Хармса:

"- Замолчите, барышня, так я вам больно сделаю, возьму и оторву вашу
головку. Вы умрете, и ваша мама вас больше не увидит.

Лидочка заплакала. Старичок повалил ее на диван и грязным пальцем полез ей в
рот".

Наверное, всякий нормальный человек воскликнет в ответ на это, как
знаменитый Вася Васильчиков из произведения Корнея Чуковского:

Но тебя, кровожадную гадину,
Я сейчас изрублю, как говядину!

На тему душегубства и живодерства написаны сотни произведений. Если собрать
вместе головы всех писателей, разрабатывавших эту благодатную тему, то голов
этих выйдет не меньше, чем черепов на известной картине художника
Верещагина.