Re[2]: Еще о несовершенстве мира

Здравствуй, Дима.

DO>  TV> смерть -- это что, нормально?

DO> Вполне. Не слишком приятно, но нормально. Норма - это всего лишь
DO> встречающееся у большинства, в данном случае, это даже не норма, ато
DO> неизбежность.

А я как раз и говорю о нетождественности нормы и неизбежности.
Приведу такой пример. Если в России какая-нибудь фирма начнет в полном
объеме платить налоги, то она разорится. Это банкротство закономерно в
рамках данной финансово-политической системы, но ненормально по сути.
Патология. Воровство -- тоже патология.

Вывод: неизбежность не тождественна норме. Норма -- это то, что
истинно, а не то, что неизбежно. Тогда как нам узнать, что есть норма?
Только априорно, опираясь на интуицию, а не на данные чувств.
Философия -- наука не о мире, а о свойствах человеческого сознания.
В этом ее и сила, и слабость одновременно.
Если оценивать смерть с точки зрения естественных наук (биологии,
психологии, экологии, социологии, истории) то она выглядит как норма.
Потому что в рамках данного мира она действительно неизбежна, а
естественные науки занимаются изучением фактов и закономерностей
конкретного мира в его данности.
Если с точки зрения сознания -- патология. Это нельзя доказать, но это
можно почувствовать нутром.
Но философия не в силах изменить мир. Максимум, на что она способна,
это отказать ему в абсолютной гармонии. Констатировать, что это не
предел совершенства.
(Офтопик: Религия идет дальше, она объясняет причины этого несовершенства.
И путь его преодоления. Только это не для обсуждения в леттерсе.)

DO>  TV> Смерть побеждается любовью. Наши друзья бессмертны в нашей памяти.

DO> Только память наша не бессмертна. Проходит все, и проходит довольно быстро.

Примерно с этих же позиций меня критиковал и Саша Малышев.
Но я говорил не о том, что память дает основу бессмертию, а о том, что
смерть -- патология. Именно поэтому наша память сопротивляется ей, не
желая смириться. Если бы смерть являлась нормой для нашего сознания,
то все было бы гораздо проще, по принципу: "С глаз долой -- из сердца
вон".

DO> dima

Вот в чем я действительно перегнул палку, так это в спиритуалистском
уклоне. Тело человека все-таки является его частью и остается ей даже
после смерти.

Тарас