[Date Prev][Date Next][Thread Prev][Thread Next][Date Index][Thread Index]

О Пиве, о Блюзе и об Умке



О Пиве, о Блюзе и об Умке.

Как связанны эти понятия? Это же совершенно очевидно. И хотя я не разбираюсь в 
пиве, совершенный дилетант в блюзе, и слушать Умку на концерты ходил всего пару 
раз, попробую объяснить.

Пиво и Блюз. Да простят меня монстры знающие все альбомы Моди Уотерса и Бади 
Гая (я как уже говорил . дилетант в этом вопросе) . но самое главное и самое 
общее это то, что ни пива нормального, ни блюза у нас НЕТ. Т.е. совсем. Что 
собственно кардинальным образом и отличает их от Умки. Потому как я успел 
заметить, она то как раз есть.
Что есть блюз? Изначально . народная песня, которую трудолюбивые негры пели на 
хлопковых плантациях. Я не уверен, но судя по кинофильмам . на плантациях было 
тепло, мухи там всякие, надсмотрщики с кнутами, в общем . не малина, а скорее 
наоборот. И потом особо некуда деваться, положение раба обязывает далеко не 
уходить от рабочего места. Вот и запоешь тут с тоской и печалью.
Тут, казалось бы с нашей, русской действительностью прямые аналогии. За 
исключением теплого климата. И если послушать русские трудовые песни (или песни 
наших драйверов . ямщиков) то налицо абсолютная схожесть настроения, 
ритмическая нестабильность внутри строгого рабочего ритма, что характерно и для 
блюза с его ²сдвинутой⌡ триолью и выравниванием ее в коде. Разница в настроении 
совсем незначительная, если у блюза . полная безысходность, и тихая радость от 
этого, примирение с этим положением дел, то в русской народной песне как 
правило присутствует возможность послать все на, и рвануть в казаки.

Но прогресс сделал свое дело. Негры на плантациях уже не требовались в таких 
количествах,  и блюз потерял своего носителя. И появился вновь уже на другой 
почве. Куда попадали негры лишенные теплого угла, верного куска кукурузной 
лепешки и дружественного пригляда надсмотрщика? Ага, все верно. Прямая дорого . 
в тюрьму. Куда они и принесли свои песни. Типичный и самый характерный пример .
 ²Полночный Паровоз⌡ (полночный парик). Говорят, есть такая телега, что 
проходил около тюрьмы экспресс в полночь, и было поверье, что если свет от его 
прожектора попадет в окошко твоей камеры . жди скорого освобождения. И зеки 
ждали у решеток прохода этого полночного паровоза. Вместе с автором этого 
блюза, национальным достоянием Америки, убийцей и гениальным музыкантом.

А что у нас? Вот тут и происходит самое загадочное. Почему-то лагерный фолклер 
возникает не на основе русских плачей и страданий, а на национальной основе 
еврейской народной музыки. Культурные традиции Одессы и Ростова . возобладали и 
полностью победили чахлую русскую национальную культуру. Хотя, это тоже 
совершенно аналогично общемировой тенденции, когда в американской тюремной 
песне побеждает культура национального меньшинства составляющего мощную 
национальную диаспору в местах лишения свободы. Что могло сплотить людей в 
условиях НЕСВОБОДЫ? Только общая культура. И если нацбольшинство представлено 
было в тюрягах полным отстоем, то нацменшинства как правило лучшими людьми. Но 
факт есть факт, на этот момент наша культура совершенно разошлась с культурой 
блюза.

Дальше . еще интереснее. Оказалось, что слушание блюза повышает потребление 
Пива (до 8 раз, по официальным данным). Это у них, в Америке. Оно и понятно, 
светлая грусть, интимное обращение позволяет ощутить рядовому американцу 
иллюзию общения.
У нас . совсем другое дело. Во первых . повышенная душевность и 
коммуникабельность, открытость русского человека . не требует музыки, а требует 
хорошей компании (знаменитые русские ²на троих⌡). Во вторых . наличие или 
отсутствие музыки никак не могут повлиять на количество выпитого, русская 
традиция выпивать до ²упора⌡, до самого верха, до полного свинства.  И зачем 
тут блюз? Все равно, водки и так не хватит.

Потому, мне кажутся очень смешными крутые ²Блюзмены⌡ выходящие на сцену в 
черных шляпах, очках, и старательно хрипящих в микрофоны избитые блюзовые 
стандарты на английском языке. Сама культура блюза . подразумевает общение с 
исполнителем, полный и доверительный контакт с ним. Хороший пример  - ²Чешится⌡ 
в исполнении комического дуэта Кожекин-Жук. Разве возможна бы была 
непосредственная реакция зала если бы эта песня исполнялась на чужом языке? А 
попробовал бы Энтони Хопкинс  исполнить ее где-нибудь в американском пабе, 
скажем, на испанском? Вот бы было смеху. 
А эти, в шляпах и очках напоминают мне папуасские ансамбли исполняющие русские 
народные песни, в кокошниках и на ломанном русском не выговаривая ряд букв и 
звуков, да еще и с совершенно характерном ²радостном⌡ исполнении, с белозубой 
улыбкой от уха до уха на черном лице, и негритянском же пританцовывании в 
синкопу.

Тем более обидно и удивительно слышать замечания уважаемой и любимой мною 
певицы по поводу волгинских каверов и авторских песен. Ну ты чего? 
Традиция Блюза . это бесконечное перепевание блюзовых стандартов. Крайне редко 
родится новый, оригинальный блюз, который тут же начинают петь и перепевать все 
остальные. Это счастье для музыканта, сочинить новый Блюз.
Сколько мы знаем примеров, люди сочиняют сотни ²оригинальных⌡ песенок, которые 
никто больше не поет и петь не будет. Потому что . не интересно. Да и по 
поводу ²оригинальности⌡ . это тоже вопрос. Ну разве смогли бы мы 
наслаждаться ²картинками с выставки⌡ Мусоргского или первым концертом 
Чайковского? А ведь типичные кавера на народной основе. Или если бы оркестр 
Глена Миллера исполнял бы только ²оригинальные⌡ вещи? В репертуаре была бы 
только одна единственная ²Серенада лунного света⌡.
А замечательная наша Оля Арефьева? Разве потеряли песни ²Ангел Сметаны⌡ 
или ²Куколка . бабочка⌡ от того что это цельнотянутые песни? Или взять нашего 
монстра, БГ. Если убрать его почти прямые переводы и цельнопесенные цитирования 
из рок классики, то что останется? Не наберется даже на один альбом, боюсь, что 
и на сингл не наскрести. Да и САМА, немало грешила по молодости лет. Да, и 
самое главное . где можно послушать ²оригинальные⌡ Санычевы записи? И эту то, я 
не знаю как сделали. Все-таки он для нее  месяца почти не бухал, занимался на 
гитаре, почти восстановил свою технику. Я и не верил уже, что такое будет 
возможно. И не уверен (увы) что еще удастся записать ²оригинальные⌡ Санычевы 
песни. Как говорится, спасибо Господу и за этот, маленький просвет.
Это кстати опять о пиве и о блюзе. О том как пиво порождает блюз и убивает 
блюзовых музыкантов. И не только их.

А Что касается Умки. Так она куда как более блюзовая чем эти, в шляпах. Потому, 
как для блюза, гораздо важнее передаче того самого, блюзового настроения, чем 
наличие кожанных штанов и хрипатого голоса. Да простят меня 
присутствующие ²блюзовые⌡ монстры, наизусть цитирующие Моди Уотерса.

К.М.